Ученье свет! А если нет — чуть свет, оранжевый жилет
— Мaксим Сeргeeвич, кaк Вы oцeнивaeтся сoврeмeнный урoвeнь oбрaзoвaния дoрoжникoв?
— Сoврeмeннoe тexничeскoe образование строится на базе советского инженерного образования, что обеспечивает набор базовых компетенций у выпускника. Однако на качестве негативно сказывается сокращение сроков обучения, изменения в количестве лекционных и практических занятий, а также в сокращении часов производственной практики. Кроме того, приток молодых кадров в образование очень ограничен, а материальная база зачастую не позволяет изучать новые технологии и материалы, которые уже применяются на современных предприятиях.
Работа сотрудников университета направлена на выполнение критериев эффективности, которые формулирует Министерство образования. Качество подготовки и интересы работодателя, на мой взгляд, учтены в них недостаточно полно. По отзывам работодателей, большинство выпускников нашего факультета имеют достаточный уровень подготовки для выполнения первоначальных трудовых функций.
— Как Вы оцениваете эффективность обучения дорожному делу в рамках Болонской системы?
К сожалению, квалификация бакалавра очень плохо накладывается на технические специальности. Основное сокращение часов при переходе от 5-тилетнего к 4-хлетнему образованию произошло за счет практик, курсовых проектов и общестроительных дисциплин (типа, «Строительной механики» и «Сопротивление материалов»). А эти виды обучения являются для «технарей» очень важными. В связи с этим, работодатели ограничивают карьерный рост для бакалавров низшими должностями ИТР. Для продолжения движения по карьерной лестнице требуется обучение в магистратуре.
А степень магистра у строителей для меня в настоящее время вообще не понятна. Если следовать классической западной схеме, в магистратуре должны продолжать обучение студенты, которые планируют заниматься научно-исследовательской или педагогической деятельностью. Однако ученые и педагоги это штучный продукт, а у нас на магистров идут сотни. Как правило, студенты стараются работать и учиться заочно, после обучения идут на стройку или в производство. По сути, им нужны не академические и научные знания, а диплом для продолжения карьеры.
Еще один интересный момент – в магистратуру можно поступать на любое направление независимо от предыдущего образования. Это приводит к тому, что на направлении «Строительство» учатся экономисты, менеджеры и даже физкультурники. Овладеть новой технической специальностью за 2 года невозможно. На мой взгляд, без базовой профильной подготовки обучение в магистратуре – чистая имитация.
В идеальной ситуации магистр более востребован на рынке труда, т.к. он получает более глубокие знания, необходимые для выбранной профессии. Однако выпускник–бакалавр по профилю будет более подкован и ценен для работодателя, чем выпускник–магистр, не имевший ранее профильной подготовки.
— Расскажите, как строится учеба на факультете?
— В последние два года количество поступающих на бакалавриат и специалитет составляет около 80 человек. Успешно завершает обучение примерно 70% студентов. Обучение осуществляется по следующим направлениям: мосты и тоннели, автомобильные дороги, строительный инжиниринг, защита окружающей среды, безопасность технологических процессов и производств. Абитуриенты более активно поступают на направление «Мосты и тоннели».
В настоящее время абитуриенты в основном поступают из Омска и Омской области. Ранее соотношение омичей и иногородних составляло примерно составляло 50/50. Снижение количества абитуриентов из других регионов связано с открытием дорожных специальностей почти во всех строительных вузах. С введением ЕГЭ многие абитуриенты получили возможность поступать в столичные вузы без выезда из региона. Ранее факультет считался «мужским», в настоящее время юношей и девушек примерно поровну. Для магистров и аспирантов создан отдельный институт. Количество поступающих в магистратуру по нашим специальностям составляет порядка 70 человек.
— Как обстоит дело с бюджетными местами?
— Крайне больной вопрос для нашей специальности. Еще в начале двухтысячных годов количество бюджетных мест на нашем факультете составляло более 200 мест. В настоящее время их количество сократилось до 70. Минимальная стоимость обучения определяется Министерством образования и составляет около 100 т.р. в год. Вуз имеет право установить стоимость обучения более этой суммы, но, как правило, стоимость не увеличивает в связи с невысоким уровнем доходов граждан и сложной демографической ситуацией в целом.
— Помимо обучения в стенах ВУЗа есть еще и производственная практика. Где ваши студенты ее проходят?
— Традиционно после окончания сессии студенты выезжают на объекты реального дорожного строительства. Раньше география нашей практики распространялась на регионы Тюменского севера, Алтайского края, Красноярского края и Новосибирской области. В последние 10 лет наши студенты начали ездить еще и в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и т.д. Студенты работают на производстве в различных должностях: дорожного рабочего, дублера дорожного мастера, дорожного мастера, лаборанта, сотрудника отдела или проектной организации. Проблема связана сегодня в первую очередь с сокращением сроков производственной практики (1 месяц против 2,5-3 месяцев ранее). На этот срок работодатель не готов принять студента на работу, т.к. фактически этого времени хватит лишь на вхождение в процесс.
— Как обстоят дела с трудоустройством выпускников?
— Потребность в молодых специалистах в Омском регионе достаточно большая. При этом в силу региональной специфики, уровень заработной платы остается невысоким. В связи с этим в Омске и области оседает порядка 30% выпускников, часть из них работает не по специальности. Остальные выезжают в различные регионы, туда, где в настоящий момент идет крупное строительство. Основные направления — Крым, Москва, ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Санкт-Петербург. В целом, все желающие находят работу по специальности. Однако часть меняет профиль деятельности с целью остаться в Омске или перейти в более высокооплачиваемые сферы (нефтегаз, банковская и даже IT).
— Спасибо за интересную беседу. Последним вопросом спрошу, не хотите ли что добавить?
— По моим ответам Вы, наверное, поняли, что в образовании в целом, и у нас в частности, имеется достаточно много проблем. Однако, при всем этом вижу возможности для роста по нашим специальностям. В первую очередь, они связаны с тем, что работодатель и государственный заказчик поняли, что происходит снижение уровня подготовки кадров и необходимо эту ситуацию исправлять.
Соответственно, факультет вместе с компаниями-партнерами ищет новые способы повышения качества подготовки. Действуем в следующих направлениях: создание совместных образовательных программ, набор на эти программы целевых групп, образование которых финансируется за счет средств организаций (Например, «Мостострой-11»); создание на предприятиях базовых кафедр, где которых студенты могли бы изучать на практике современные материалы и технологии, применяемые в дорожной отрасли; ведутся переговоры о создании учебного центра на базе СибАДИ — также для изучения современных материалов. Рассчитываем на поддержку Росавтодора и его территориальных подразделений в вопросах популяризации профильного образования, а также превращения нашего университета в площадку для внедрения инноваций на территории Сибири, Крайнего севера и Дальнего востока.
Беседовал Станислав ДОНИН