Архитектурно-строительная вертикаль Подмосковья: как ее строят
Мы прoдoлжaeм сeрию стaтeй с XXXVIII Сoвeтa глaвныx aрxитeктoрoв субъeктoв РФ и муниципaльныx oбрaзoвaний. Oднoй из oснoвныx oбсуждaeмыx тем стала реформа архитектурной вертикали в Московской области. За относительно короткое время здесь существенным образом была изменена вся система принятия и реализации градостроительных решений. Для нашей страны это крайне важный и полезный опыт, мимо которого нельзя пройти. Итак, что же сделано?
В поиске изюминок
Современная Московская область — это целое государство с населением в 7,5 млн человек, которые проживают более чем в 300 муниципальных образованиях. Здесь можно найти места, что называется, на любой вкус: древние и совсем новые города. В Московской области великое множество исторических памятников, разнообразные природные ландшафты, малоэтажная и многоэтажная застройка, по которой можно изучать историю строительства и архитектуры в нашей стране на протяжении многих веков.
В Подмосковье архитектурный процесс проделал нелегкий и извилистый путь. В начале 1990-х годов тут активно стала развиваться типовая застройка. На фоне глубокого кризиса никто не контролировал застройщиков, и они вытворяли все, что хотели. Строительный процесс напоминал броуновское движение. Не было никакого четкого планирования: девелоперы строили как придется и где придется.
Что в итоге получалось? Вроде бы возводили внешне вполне комфортное жилье. А в конечном итоге новоселы испытывали сильный дискомфорт, после того как, вселившись в дома, понимали, что они оказались в обезличенной, неподготовленной среде.
Сейчас, слава богу, настали другие времена. На повестке дня стоит четкая задача: каждый подмосковный населенный пункт должен иметь свое индивидуальное лицо, говорит главный архитектор региона Михаил Хайкин. Как сформулировал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, «каждый город должен иметь свою изюминку, а тот, кто ее не нашел, обязан это сделать».
Эта установка и определяет деятельность областных архитекторов на современном этапе.
Что делать: подмосковный вариант
Некоторое время назад подмосковные власти обратились к местному архитектурному сообществу с просьбой дать свои рекомендации относительно того, что делать. В итоге на свет появились «Региональные нормы градостроительного проектирования». Этот документ внес целый ряд новых идей и положений, которые направили градостроительную политику в регионе по новому руслу.
В частности, ограничено возведение высотных домов, хотя от идеи их полного запрета отказались. В Подмосковье уже сформировались территории, где их строительство вполне органично. Одновременно определены 22 исторических города, в центре которых высотки не могут сооружаться.
Снижена плотность застройки. Возникли архитектурные комиссии, которые выступают в роли экспертных советов. Разработаны альбомы архитектурных обликов подмосковных городов. Идет модификация типовых строений: школ, детских садов, поликлиник.
Эти меры повлияли на сознание многих глав муниципальных образований. Раньше большинство из них даже не задумывались о том, что их города могут иметь привлекательный бренд и что следует двигаться именно в этом направлении.
Каждый населенный пункт должен обрести свою концепцию. У некоторых она уже появилась. Например, Павлов Посад — это туристический центр, здесь намечается программа реконструкции исторических зданий. Прямо противоположный подход — Химки — как современный город. Здесь было проанализированы пять типов существующих домов, разрабатываются новые фасады для каждой серии.
Основные тренды
Сегодня определились несколько основных трендов в подмосковной строительной индустрии. И главный из них: хватить строить метры, нужно создавать городскую среду. Этот посыл был закреплен в специальной программе «Формирование современного облика городов Подмосковья».
И уже появились первые плоды этих усилий, возник вкус к созданию единой среды: дом — двор — улица. А в конечном итоге формируется удобный и комфортный для проживания город. Развивается программа пешеходных улиц: их уже 16, а в скором времени к ним присоединятся новые 20.
Еще один тренд — снижение этажности. В первую очередь в исторических ансамблях городов.
Третий тренд — сближение жилой застройки и промышленных и деловых зон. Это крайне актуальная для области проблема: в Подмосковье на 4,7 млн трудоспособного населения имеется всего немногим более 2 млн рабочих мест.
Общественный договор
Реформу архитектурной сферы приходилось проводить в сложных условиях. В 2013 году было свыше 200 неутвержденных генпланов, господствовала непрозрачность решений в градостроительной сфере, вспоминает начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Владислав Гордиенко. Для изменения ситуации следовало начать с перераспределения полномочий по принятию решений. Прежде всего, была увеличена роль муниципалитетов.
С тех пор проделана большая работа по повышению архитектурной привлекательности и комфортабельности социальных объектов. Выпущено руководство по фирменному стилю интерьеров и входных групп подмосковных поликлиник. Разработаны актуальные проекты образовательных учреждений.
Увеличены нормативы на озеленение до 59 кв. м на одного человека (для сравнения: в парижском пригороде Сен-Дени они равны 88 кв. м на человека).
Следует рассматривать генплан как общественный договор между властью и жителями, полагает Владислав Гордиенко. Его подготовка должна состоять из трех основных этапов.
Первый — оценка реального положения дел. Второй — финансово-экономическое обоснование: стоимость заложенных в нем мероприятий, источники их покрытия, сроки реализации. И третий этап — создание самого генплана на 20 и более лет, жесткий контроль использования земли, особенно сельхозначения, определение целесообразности ее перевода под жилищное строительство.
Один из важнейших факторов создания благоприятных условий для строительной деятельности — оперативное прохождение всей необходимой документации и выдача ее застройщикам в нормативные сроки,
За последний период в Московской области произошли значительные изменения в сфере градостроительной деятельности. Сегодня здесь реализуются поистине уникальные по масштабу и сложности проекты. Идет разработка 283 генеральных планов. Каждый из них является стратегическим, долгосрочным планом по сбалансированному развитию территорий и решению проблем каждого, отдельно взятого муниципального образования.
Реализуется уникальный проект внеуличного скоростного транспорта, ЛРТ (легкорельсового транспорта). Ведется работа по изменению облика поселений, которая касается территории всего региона.
— В наших силах сегодня создать аутентичную городскую среду, образ которой станет достойным отражением эпохи, — убежден Михаил Хайкин.
С чего начинается Родина
Следующий шаг — это создание архитектурных решений на основе принципа исторической и национальной идентичности. Эта проблема постепенно выходит на первый план. Как говорит в связи с этим другой главный архитектор, но уже Москвы, Сергей Кузнецов, если создается уникальный объект, то с течением времени он переходит в разряд идентичных.
Ставить равенство между идентичностью и одинаковостью означает вступать на опасный путь. Даже в типовом строительстве стоит задача перехода от повторяемости домов к повторяемости деталей при полном разнообразии архитектурных решений. Если раньше типовое жилье, по сути дела, создавали инженеры, то теперь этим должны заняться зодчие.
При этом мы не должны стесняться того обстоятельства, что возведение массового жилья является одним из признаков нашей идентичности, считает Сергей Олегович. Москва потратила много времени и усилий на разработку соответствующих правил: на создание стандартов жилой застройки, модернизацию ДСК и т.д. Стандарты формируют облик города — того самого пространства, с которым человек олицетворяет для себя малую Родину.
Но это одна сторона идентичности, а есть и другая. Например, ВДНХ. В свое время она была построена с использованием классических образцов. Но прошло какое-то время, и сегодня этот объект является одним из самых ярких и известных примеров, с которыми ассоциируется большой период советской архитектуры.
Тогда была одна идеология, сейчас другая, напоминает Сергей Кузнецов. Мы переживаем новый этап градостроительной идентичности: сегодня архитектур должен думать о смысле того, что он делает. А всю техническую часть за него выполнит компьютер.
Но это не снимает, а даже повышает ответственность главных архитекторов за проводимую градостроительную политику и за внешний облик наших городов.
Владимир ГУРВИЧ
Фото: fotki.yandex.ru, stroi.mos.ru, mosreg.ru, yitdom.ru