Московский урбанистический форум—2016: отчего архитекторы чувствуют себя брошенными

Мoскoвский урбaнистичeский фoрум—2016, зaвeршившийся нa дняx в стoлицe, oкaзaлся сaмым прeдстaвитeльным зa пoслeдниe гoды. Пo словам его участников, Москва динамично развивается, поэтому становится все более интересной для архитекторов, градостроителей, управленцев.

 

Точечное решение ничего не дает

Об успехе нынешнего форума красноречиво говорили и имена статусных гостей: мэров и экс-мэров крупнейших городов, ведущих европейских архитекторов, бизнесменов, специалистов в области градостроительства. С российской стороны форум приехали поддержать вице-премьеры Правительства РФ Аркадий Дворкович и Дмитрий Козак.

«Быстро растущие мегаполисы. Технология динамичного развития» — так звучала в этом году главная тема форума. И надо сказать, она оказалась в русле тех изменений, которые происходят сейчас в российской столице.

Не секрет, что современный мегаполис — целый сгусток новых вызовов и проблем. Чтобы все это «разрулить» и разрешить, необходимы новые подходы, современные городские технологии, крупные мегапроекты.

Нынешний урбанистический форум как раз и был посвящен таким проектам и технологиям.

— Мегапроекты представляются огромной стройкой, — сказал на открытии форума мэр Москвы Сергей Собянин. — И это отчасти так. Столица воплощает крупнейшие за последние годы проекты: строятся десятки новых станций метро, вот-вот будет пущен в строй первый участок МКЖД (Московской кольцевой железной дороги), возводятся стадионы к ЧМ—2018, реновируются промышленные территории (ЗИЛ, ГЭС-2 и т.д.).

Но мегапроектами, по мнению Сергея Собянина, могут быть и новые технологии. Это система городских референдумов, в которой принимают участие до 1 млн 300 тыс. человек. Это единая информационная медицинская система. Это интеллектуальная транспортная система, которая обеспечивает движение личного транспорта в городе.

Под мегапроектом можно подразумевать и вполне обычные вещи: например, такие как благоустройство обыкновенного двора, сквера, небольшой улицы. Если таких дворов, скверов и улочек сотни, то это вполне себе мегапроект.

Вообще, точечные решения, как считает мэр, мало что дают — нужны комплексные программы, которые касаются миллионов людей. Причем такие решения не должны растягиваться на годы: наоборот, их следует быстро принимать и воплощать в жизнь. В качестве примера мэр привел проект «Моя улица», где от проекта до воплощения прошли считанные месяцы.

 

«Гиперпетля» способна доставить из Москвы в Питер за полчаса

На этот раз на площадках форума много говорили о будущем: каким оно будет, на каком транспорте мы станем ездить, в каких домах жить, какие проекты уже сегодня могут показать нам ростки этого таинственного «future».

Крис Васкез, директор по разработке продуктов Hyperloop One, поразил всех рассказом о совершенно новом виде транспорта, которому от силы три года.

Новая технология Hyperloop («хайперлуп» — гиперпетля) — это, по сути, вакуумный поезд. По вакуумной трубе движутся капсулы с пассажирами или грузами. Представитель разработчика привел совершенно фантастические цифры: «хайперлуп» будет в два раза быстрее самолета и в четыре раза быстрее поезда.

Предполагается, что такие капсулы будут развивать скорость более 1 тыс. км в час! Причем их колоссальное удобство заключается в том, что не нужно ждать часа отправления. Кресла будут подаваться на станции с интервалом в 30—60 секунд, как в метро. Компьютерное моделирование, проведенное авторитетной IT-компанией, показало, что такой тип движения возможен в принципе!

Компания уже начала строить первый опытный участок такой дороги. Как сообщили нам в кулуарах форума, новым видом транспорта заинтересовались и в России.

А вот директор по технологическому развитию нью-йоркского Institute for the Future Энтони Таунсенд поведал о программе беспилотного транспорта. Кстати, такие работы ведутся и в инновационном центре «Сколково». Как сообщил старший вице-президент фонда «Сколково» Александр Чернов, к Чемпионату мира по футболу—2018 в Москве, весьма вероятно, уже появятся автобусы без водителя, которые будут развозить спортсменов и гостей чемпионата по нужным маршрутам.

 

Кто хочет отобрать у архитектора авторские права

Свой мозговой штурм на форуме предприняли и архитекторы.  «Архитектурная политика. Пришло ли время для институционализации?» — так звучал главный вопрос обсуждения.

— Увы, сегодня архитектурную политику зачастую вершат люди, которые непонятно откуда приехали, непонятно где учились, под чьим началом осваивали градостроительные премудрости, — сетует Сергей Скуратов, президент компании «Сергей Скуратов Architects». — Но именно эти люди и фирмы очень быстро осваиваются на рынке, демпингуют и в итоге получают самые лакомые заказы.

По мнению Сергея Скуратова, сегодня серьезно изменилась фигура девелопера. Если раньше все-таки преобладал демократичный характер общения девелопера с заказчиком, то теперь он поменялся на «имперский».

Неслучайно в последнее время строится очень много зданий именно в пафосном, псевдоимперском стиле. В этом, как заметили участники обсуждения, прослеживается даже какой-то элемент возврата к прошлому и неуважения к настоящему.

Еще одна проблема, которую подчеркнули все: послеконкурсная процедура прохождения проектов. Когда архитектор выигрывает конкурс, нет никакой гарантии, что он останется на проекте.

— Единственная гарантия здесь — личные дружеские отношения с девелопером, — делится Сергей Скуратов. — Если же у девелопера другие планы, он может объявить конкурс, а потом с таким же успехом аннулировать его результаты. В итоге архитектор оказывается совершенно незащищенным. И эта незащищенность, «брошенность» архитектора прослеживается во всем.

Руководитель архбюро WALL Рубен Аракелян обрисовал проблему донесения проекта до жителей. К сожалению, жители получают уже готовый результат, сегодня нет механизма действенного влияния на проект. Между тем в Швейцарии, например, макет нового здания выставляется в течение года, и за этот срок любой желающий может высказать к нему свои замечания.

Еще одна острейшая проблема — архитектурное образование. В наших архитектурных вузах, увы, зачастую преподают люди, которые не построили ни одного здания. И такие педагоги учат архитектурную молодежь! Неудивительно, что связь с профессией и современными требованиями к ней у таких горе-специалистов давно утеряна.

Руководителя архитектурного бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна взволновала новая инициатива Минстроя: рассмотреть вопрос о лишении архитектора авторских прав, если тот работает с госзаказом.

— Это просто возмутительно, — горячился он и в запале предложил: — Давайте уж вместе с авторскими отберем у архитектора и гражданские права!..

Впрочем, немного успокоившись, авторитетный мастер подчеркнул, что несмотря ни на что он верит в то, что закон об архитектуре и градостроительстве все-таки будет принят. По его мнению, обязательно должна быть выработана и реализована политика, стимулирующая интерес государства и общества к архитектурному процессу.

Надо сказать, все эти вопросы поднимались и на с XXXVIII Совете главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, который прошел в подмосковном Красногорке за несколько дней до урбанистического форума.

 

Как стать технологической Меккой

Технологические отрасли сегодня стали самыми высокоприбыльными. Неудивительно, что крупнейшие города мира предпринимают колоссальные усилия, чтобы привлечь к себе как можно больше «продвинутых» компаний.

Каким образом город может стать центром компетенций и Меккой технологического предпринимательства? Эта тема также стала предметом обсуждения на форуме. Кстати, мнения на этот счет у участников панельной дискуссии разделились.

Один из гостей форума высказал мнение, что нужно привлекать, в первую очередь, не компании, а талантливых людей! А заинтересовать их в проживании именно в этом городе можно уровнем городского сервиса,  достойной культурной и интеллектуальной составляющей и… комфортными общественными пространствами в том числе.

А вот директор департамента городского планирования Нью-Йорка Пурнима Капур считает, что главное для городских властей — не мешать: создать новаторам условия и, что называется, отойти в сторонку. Творчество, в том числе и технологическое, не терпит давления извне. Просто по приказу изобретения и инновации не рождаются.

Другой участник дискуссии, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Олег Бочаров считает, что каждый город должен найти, так сказать, свою фишку и сделать упор на ней — будь то удачные стартапы или интернациональные команды, собираемые под крупный проект.

 

Инструментарий форума — дискуссии, воркшопы, презентации

В общей сложности на урбанистическом форуме состоялось около 60 круглых столов, презентаций, мастер-классов, мозговых штурмов, панельных дискуссий по самым разным темам: от требований к городской цифровой среде и проблем городской безопасности до передовых градостроительных решений и транспортных систем будущего.

Кроме того, в рамках форума прошли лекции знаменитых архитекторов, дни открытых дверей ведущих архитектурных бюро, выступления студентов и выпускников архитектурных школ Москвы с презентацией своих проектов, серии воркшопов в центрах инженерного творчества Москвы.

Думается, тем, кто хотел получить ответы на вопросы, связанные  с градостроительной тематикой, удалось в эти жаркие летние московские дни утолить свою информационную жажду в полном объеме.

Елена МАЦЕЙКО

Комментарии запрещены.

Реклама
Партнеры
Самое интересное
Интересное
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930