Почему стройкомплекс России боится инноваций
В рaмкax дeлoвoй прoгрaммы 2-й мeждунaрoднoй спeциaлизирoвaннoй выстaвки «Импoртoзaмeщeниe» Комитет НОПРИЗ по новым технологиям и строительным материалам прошел круглый стол на тему «Способы стимулирования импортозамещения и инноваций в строительной отрасли». О чем говорили?
Все наоборот
Ситуация в отрасли строительных материалов не улучшается, спад производства не прекращается, констатировал член Совета НОПРИЗ Илья Константинов. Многим предприятиям не хватает денег. В итоге слабые игроки покидают рынок. Выживают лишь те из них, у кого качественный менеджмент.
В этой непростой ситуации многие компании мог бы выручить экспорт. Однако он сокращается, а вот импорт строительных материалов, напротив, растет. То есть ситуация прямо противоположная той, которая нам сегодня необходима.
Почему же не растет экспорт стройматериалов? По мнению Ильи Константинова, здесь есть несколько фундаментальных причин.
Отсутствует поддержка со стороны государства. Для выхода на международные рынки предприятиям не хватает элементарных знаний и опыта, не говоря уже о средствах. Во многих случаях отечественные заказчики предпочитают импортные поставки, даже не имея представлений об отечественных аналогах. А это, в свою очередь, дестимулирует наши компании осваивать новую современную продукцию.
Между тем такие возможности есть. Но для этого требуется грамотная финансовая политика, которая бы позволяла малому бизнесу быстро перестраивать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой.
Последнее жизненно необходимо, поскольку сегодня рынок предлагает много новых технологий и материалов. К сожалению, существующие в России барьеры на пути их внедрения — не только технологические, финансовые или связанные с отсутствием спроса. Этому мешают и старые прейскуранты, в которых нет новых позиций. Вопрос застарелый, но пока так и не решенный.
Железный занавес
Однако корни проблемы находятся еще глубже. Часто использование старых материалов и технологий закладывается еще на стадии проектирования. Главный специалист института «Стройпроект» Надежда Минаева напоминает, что за рубежом в применении новых материалов заинтересованы, прежде всего, подрядчики.
Их цель — сэкономить средства на строительство, снизить его себестоимость. Вместе с заказчиками подрядные компании согласовывают порядок и объемы применения новых материалов, показывают соответствующие сертификаты, на основе которых и принимается окончательное решение.
Способствует внедрению и практика обязательного страхования объектов, при этом сумма страховки делится между заказчиками и подрядчиками.
У нас же все не так. По закону о техническом регулировании на новые материалы должны быть приняты ГОСТы или своды правил. Но их, как правило, не существует. Нельзя сделать и экспертизу по применению новинок. А раз нет ГОСТов, стандартов, новых правил — то и использовать новые материалы затруднительно. По сути дела, на внедрение новых материалов и технологий опущен железный занавес, с горечью резюмирует Надежда Минаева.
Вот яркий пример такой ситуации. Проектанты предложили сделать из полимерных конструкций пешеходный переход через дорогу. Цель — снизить себестоимость работ, тем более что подобные объекты успешно эксплуатируются. И что в итоге? Заказчик в лице ГК «Автодор» этот вариант не согласовал. Его вердикт был таким: «Идите по традиционному пути».
К слову, до 2007 года было легче, напоминает Надежда Минаева: имелась возможность с помощью экспертизы доказать правильность и безопасность применения нового материала. Но затем законодательство изменилось, и теперь оно требует заново писать спецтехусловия на каждый объект. А то, что эффективность использования материала или технологии уже проверены, в расчет не принимается.
На Западе все иначе: там делают временные техусловия, и после внедрения новшества утверждают их на государственном уровне. У нас же создана такая громоздкая система, что большинство заказчиков не берут на себя ответственность по внедрению инновационных материалов, даже если это не несет изменений конструктивных характеристик объекта. Хотя закон позволяет так делать.
Впрочем, что говорить. У нас даже с терминологией далеко не все ясно. Например, не существует четкого определения, что такое инновационные материалы. А чтобы их зарегистрировать, нужно минимум полтора года.
Без руля и ветрил
Подвел итог этой неутешительной дискуссии генеральный директор Московского института материаловедения и эффективных технологий Марсель Бикбау.
По мнению известного ученого, у государства нет продуманной технической политики, а рынок не способен ее заменить — он у нас не работает. Отраслевая наука слаба и в основном занимается гармонизацией на российской почве евростандартов. Своих же достижений — кот наплакал.
Однако, как считает Марсель Янович, и в этих неблагоприятных условиях можно искать и находить способы для продвижения инноваций. В 2011 году был принят закон о предстандартах. Он позволяет разработывать и внедрять новые материалы. Этот инструмент можно использовать в течение трех лет, и если есть положительные результаты, новая разработка получает право на жизнь.
Особенность предстандартов в том, что они предусматривают публичное обсуждение и коллективное принятие решения. Но для их более активного использования требуются стимулы. Например, в Китае, если применяются новые материалы, компания на два года освобождается от уплаты налогов.
У нас подобной практики просто не существует. Поэтому мы и находимся там, где находимся. Не надоело?
Владимир ГУРВИЧ
Фото: ooo-kki.ru, sdelanounas.ru, sputnik.tj