Как уральские ученые из коровника сделали таунхаус, в котором живут и работают
В уникaльнoм дoмe, придумaннoм учeными Урaльскoгo фeдeрaльнoгo унивeрситeтa (УрФУ), применяются практически все известные на сегодня технологии, связанные с использованием возобновляемых источников энергии. Здание, сданное в эксплуатацию еще в 2005 году, одновременно служит и домом для преподавателей университета, и экспериментальной базой для ученых.
…Один из двухэтажных домов в поселке Растущий, что в 20 км от Екатеринбурга, сразу бросается в глаза. Проект явно нетиповой: во дворе — ветроустановки, множество солнечных элементов и других деталей, непривычных нашему взгляду.
Как рассказал «Строительству.RU» доцент кафедры атомных станций и возобновляемых источников энергии Уральского энергетического института УрФУ Владимир Велькин, до 2001 года это была заброшенная ферма крупного рогатого скота. К тому моменту она пустовала уже около 18 лет, и, как заметил ученый, «была подвержена воздействию не только ветров, дождей и снега, но и «меркантильным интересам местных садоводов».
Коровник выкупили по остаточной стоимости.
Что нам стоит …
Еще тремя годами ранее в университете появилась специальность «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии». Начались теоретические исследования, писались дипломные работы, но не хватало натурного объекта.
— Мы решили сделать испытательный полигон для отработки различных решений по применению возобновляемых источников энергии в условиях далеко не идеальных для использования ветровой, солнечной, гидро- и геотермальной энергии, — пояснил нашему корреспонденту Владимир Велькин.
Он отметил, что в декабре на Урале в среднем лишь пять солнечных дней, а зимой температура в поселке может опускаться до сорока и более градусов ниже нуля.
Реконструкцию преподаватели проводили на собственные деньги. Ферма была стандартных размеров — 72х18 м. Все, кроме кормораздаточных лотков, сохранили: стены, оконные проемы, перекрытия, несущие колонны.
Стояла задача — максимально утеплить здание. Для этого коробку покрыли слоем полистиролбетона толщиной 20 см. Второй этаж выполнили по свайной технологии, утеплив теплоизоляционными матами аналогичной толщины.
Получился жилой дом на 8 таунхаусов, каждый по 250—300 кв. м. Жилье прошло приемку. После этого трижды (в 2005, 2009 и в 2012 г.г.) здание снимали на тепловизор. Местами меняли материалы или утеплитель.
Начинка
Помимо солнечных батарей, или, как говорят специалисты, фотоэлектрических преобразователей, в системе работают 4 ветрогенератора. Также есть солнечные коллекторы — в них циркулирует теплоноситель, нагревающий воду. Ее, в свою очередь, перекачивает ветронасос. Кроме того, дом обслуживает маленькая гидроэлектростанция и небольшая биогазовая установка.
Один из жильцов пробурил скважину глубиной около 60 м. На глубине зимой температура всегда выше, чем на поверхности. Тепло «снимают», постоянно перегоняя рабочую жидкость.
В итоге сегодня жители дома используют большинство известных возобновляемых источников энергии. Помимо этого в доме собственная система автономной канализации.
Летом дом находится практически на полном коммунальном самообеспечении, правда с оговоркой: все зависит от аккумулятора — наименее экзотического, но и одного из самых дорогих элементов системы. Он используется ночью или когда необходимо запустить, например, стиральную машину.
«Прожиточный минимум» энергии (нагрев воды, освещение, работу маломощных потребителей) обеспечивает батарея емкостью в 110 ампер-часов. Зимой затраты на коммуналку у жильцов ниже примерно на 10%, чем в обычных условиях.
По словам Владимира Велькина, если бы такой дом стоял в Ростовской области, Краснодарском крае или другом более солнечном регионе, то затраты в холода можно было бы снизить примерно на четверть.
Без чудес
Ученые не скрывают, что содержать такой дом сегодня может только увлеченный и обладающий определенными знаниями хозяин.
— Для обычного потребителя содержание такого дома — это, конечно дорого, — отмечает Владимир Велькин. — Одна только ветроустановка на 4 кВт стоит порядка 150 тыс. руб.
По мнению ученого, приобретение такого комплекта оборудования сегодня будет выгодным только при условии, что сам дом стоит не менее 5 млн руб. В целом энергосберегающие технологии в странах ЕС более рентабельны, чем в России из-за разницы в ценах на газ.
С другой стороны, если еще 5 лет назад светодиодные приборы были, скорее, дорогой диковинкой, то теперь они стоят не намного дороже, чем галогеновые лампы с аналогичной мощностью. За 10 лет солнечные элементы подешевели примерно в 1,5 раза.
Если объемы производства энергосберегающего оборудования в мире будут расти, и по мере насыщения рынка начнет снижаться цена, то и рентабельность установки таких систем в РФ станет повышаться.
Александр РЕБЕКО
Фото предоставлены пресс-службой УрФУ