Министр транспорта РФ Максим Соколов: Водители сами выберут участки для ремонта дорог
2016-й стaл пeрвым гoдoм рaбoты в Рoссии систeмы «Платон» по взиманию платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 т. И, надо признать, в минувшем году система отработала достаточно уверенно.
Средства, поступающие в Дорожный фонд через систему «Платон», стали хорошей поддержкой в реализации многих крупных федеральных проектов и помогли привести в порядок не только федеральные трассы, для которых предназначены, но и высвободили средства Дорожного фонда на региональные трассы. За счет средств, полученных в том числе от системы «Платон», были отремонтированы более 1 тыс. км в 40 городах и регионах нашей страны.
В июне было дополнительно направлено 12 млрд руб. на строительство мостов. В их числе мост через реку Белая в Уфе, Фрунзенский мост в Самаре (он свяжет два района города — Самарский и Куйбышевский и соединит улицы Фрунзенскую и Шоссейную — Ред.). Дополнительные средства получил Петрозаводск: на строительство Гоголевского путепровода через железнодорожные пути магистрали Санкт-Петербург — Мурманск, соединяющего центр города с крупным жилым районом Древлянка (он закрыт для автотранспорта с 2013 года из-за аварийного состояния — Ред.). Началось строительство моста в подмосковной Дубне.
Эти проекты будут завершены в ближайшее время. Борский мост в Нижнем Новгороде будет введен в эксплуатацию летом 2017 года. Кроме того, в нынешнем году за счет тех же источников мы увеличим финансирование и введем в эксплуатацию Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону.
Помимо вышеперечисленных объектов поддержку получил еще ряд объектов более чем в 20 субъектах РФ. Это стало серьезным шагом вперед: и в плане приведения в нормативное состояние региональных дорог, и в плане безопасности эксплуатации мостовых переходов. Причем как тех из них, что требовали неотложного ремонта, так и в развитии тех мостовых переходов, ряд из которых в прошлом году удалось завершить.
В прошлом году был дан старт программе «Качественные и безопасные дороги». Это очень важный проект, который реализуется под эгидой Президента РФ, и здесь уже развернута работа в 34 субъектах РФ. Всего задействовано 37 городов, каждый с населением не менее 500 тыс. человек. Не менее 40% дорог будет приведено здесь в порядок в 2017—2018 годах, а до 2025 года (срок окончания программы) — не менее 85%. Таким образом, с учетом шестилетнего межремонтного периода на этой территории практически вся сеть будет приведена в нормативное состояние.
Тариф «Платона» с окончанием льготного периода 15 апреля 2017 года должен был вырасти вдвое — с 1,53 руб. до 3,06 руб. за 1 км пути. Однако правительство приняло решение фактически продлить льготный период на неопределенный срок и проиндексировать тариф лишь на 25%. С 15 апреля он будет составлять 1,91 руб. Ориентировочно это принесет в Дорожный фонд в 2017 году порядка 23 млрд руб. и, соответственно, позволит увеличить протяженность федеральных трасс, приведенных в нормативное состояние, до 77%.
Конечно, мы наглядно обозначим те участки, которые ремонтируются с участием средств, поступающих через систему «Платон». Более того, мы попросим самих водителей проголосовать, отметив те участки федеральных трасс, которые, на их взгляд, требуют наиболее оперативного вмешательства. Также необходим мониторинг ввода объектов в регионах, ремонт и реконструкция которых производится за счет высвобождающихся благодаря работе «Платона» средств Дорожного фонда.
В прошлом году более 11 млрд руб. было направлено на приведение в нормативное состояние дорог городов и регионов. Это более 40 точек приложения, и везде была налажена работа общественного контроля.
Я ознакомился с некоторыми методиками. Например, в Карелии народные контролеры проходили бесплатное обучение на базе дорожных техникумов, чтобы лучше представлять, как осуществлять контроль при строительстве таких дорог.
Вопросам общественного контроля уделяется очень большое внимание. Мы создаем специальный портал — систему взаимодействия с общественностью. Это позволит в открытом режиме осуществлять мониторинг не только на стадии строительства, но и на этапе принятия проектных решений и выбора конкретных участков.
Это уже делается, поскольку конкретные программы развития транспортной инфраструктуры утверждены, и у субъектов и муниципалитетов есть план на этот год. Общественность уже принимает в этом процессе активное участие.
Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ