Алексей Добашин (КРОСТ): Культура должна вернуться в наши души

Трaдиция мeцeнaтствa в нaшeй стрaнe кaк-тo пoдзaбытa. Мeжду тeм есть представители социально ответственного бизнеса, которые эту традицию возрождают. Один из них — генеральный директор  строительного Концерна «КРОСТ» Алексей ДОБАШИН, который в последнее время много и целенаправленно поддерживает внедрение культурного контекста в жилое пространство и помогает московским музеям. Об этом он рассказал в интервью нашему журналу.

 

Почему нужно тратиться на культуру

— Алексей Алексеевич, Вы активно сотрудничаете со столичными музеями, в частности с Третьяковской галереей. Недавно в новом здании Третьяковки открылся музейный дворик, который благоустроен полностью за счет средств Концерна «КРОСТ». Вы популяризируете идею мини-музеев в жилых районах. Почему строительная компания, вроде бы далекая от культурных проблем, считает необходимым тратиться на культуру?

— Вы знаете, я убежден, что огромное значение для формирования личности имеет городское пространство. Мы ведь все когда-то были детьми. Ребенка воспитывает детский сад, школа и улица, городская среда. К 12 годам влияние среды возрастает, и если среда не очень хорошая, то и человек вырастает «не очень хорошим».

Нужно воспитывать ребенка так, чтобы у него рука не поднималась написать на стене какую-нибудь гадость. Может быть, это прозвучит выспренно, но культура должна вернуться в наши души.

 

— В минувшем августе в Новом здании Третьяковской галереи на Крымском валу заработал Музейный дворик. Почему Вы взялись за этот проект?

— Идея превратить обычный хоздвор (наследие советских лет) в музейный дворик родилась в голове замечательного директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой. Когда мне, как члену Попечительского совета ГТГ, предложили стать меценатом этого проекта, я даже не раздумывал.

Дело в том, что подобные дворы есть во многих «продвинутых» музеях мира — в Нью-Йорке, Лондоне, Париже. А в последнее время существует своеобразное соревнование между такими музейными двориками: и даже не по их внешней эффектности, а по тому, насколько они полезны и интересны для посетителей, сколько здесь проходит встреч, кинопоказов, конференций и т.д.

Так что идея музейного двора в Третьяковке была абсолютно в русле нынешних музейных тенденций. Мы взялись и буквально за год сделали проект.

 

— Какие технические сложности сопровождали строительство?

— Центральный дом художника, где располагается новая Третьяковка, выполнен в лучших традициях советского модернизма. Авторы здания — видные советские архитекторы Юрий Шевердяев и Николай Сукоян.

Под зданием располагается солидное подземное пространство: хранилища, перекрытия, инженерные сети. Все это мы учитывали, когда приступали к созданию проекта. Привлекали даже специалистов из Тимирязевской академии: советовались с ними, как сохранить без потерь зеленые насаждения.

Словом, старались, чтобы новое городское пространство стало по-настоящему органичным — живым, посещаемым горожанами.

 

— К работе над проектами Вашей компании Вы привлекаете архитекторов с мировым именем, к проектированию Музейного двора Вы пригласили известного российского архитектора Сергея Чобана. Это Ваша принципиальная позиция — работать только с лучшими?

— Безусловно. Недавно мы приняли участие в «реновации» ОАО «ВХПО» — наследника знаменитого Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Вучетича. Комбинат занимается монументальными работами и в какой-то момент оказался в сложном положении из-за отсутствия заказов.

Если комбинат Вучетича — это искусство монументальное, то обустройство двора — искусство прикладное, близкое и нужное людям. Надо сказать, что мы очень тесно работаем с художниками, скульпторами. Привлекаем их к нашим проектам. Причем проповедуем идею «малых дел». Искусство должно приходить в городские микрорайоны.

 

Картину из Третьяковки — в каждый дом

— Насколько я знаю, Музейный дворик — не единственный пример вашего сотрудничества с прославленной галереей?

— Проект, которым мы гордимся, это мини-музеи в жилых районах, построенных Концерном «КРОСТ». Причем искусство здесь приходит не просто в каждый дом, но буквально на каждый этаж.

Непосредственно в жилых домах квартала Wellton Park мы устроили вернисажи картин из Третьяковки: конечно, копий, поскольку оригиналы — слишком ценный фонд. Каждые два месяца картины переезжают с одного уровня на другой. Жители с удовольствием осматривают экспозицию.

 

— Каким художникам отдаете предпочтение: классического или авангардного направления?

— Стараемся прислушиваться к искусствоведам. Картины совершенно разные: для разного возраста, разных категорий населения. Мне кажется, это хороший пример для тысяч музеев нашей большой страны. Искусство, я убежден, должно «спускаться» к людям.

 

— Еще одна ваша нашумевшая инициатива — «Полезный двор»…

— Вы знаете, я думаю, давно нужно внедрить числовой коэффициент полезного действия двора. Ввести это в нормативную базу и оценивать в составе проекта.

В КПД двора должно быть отражено, насколько он насыщен спортивными, досуговыми, развивающими и другими функциями.

Кстати, недавно мы убедили префектуру СЗАО г. Москвы открыть территорию школы №160 для всех жителей района. Теперь это благоустроенное пространство будет служить всем горожанам.

 

— Как вы относитесь к программе «Моя улица» и тотальной реконструкции, проведенной минувшим летом по инициативе мэра Сергея Собянина?

— Вы знаете, многие летом сетовали: вот, мол, перекрыли все центральные магистрали, Тверскую, Садовое кольцо… А я на это отвечал: вы что, потерпеть не можете? Откроют отремонтированный центр, и мы будем любоваться красивыми людьми на красивых улицах.

Так в итоге и случилось. Город стал более открытым, дружелюбным. Уверен, традицию городского благоустройства надо продолжать.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

 

Комментарии запрещены.

Реклама
Партнеры
Интересное
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930