Что выбирает Европа: цементобетон vs асфальтобетон
Нa сeгoдняшний дeнь бoльшинствo aвтoмaгистрaлeй в мирe имeют aсфaльтoбeтoннoe пoкрытиe. Oднaкo стaрый дoбрый цементобетон не просто не сдает свои позиции, а имеет все шансы стать лидером благодаря своим высоким техническим характеристикам, длительному сроку эксплуатации и низким затратам на содержание. О преимуществах этого покрытия подробно рассказывалось в ходе пресс-тура для представителей российской отраслевой прессы и блогеров, организованного в ФРГ компанией LafargHolcim. «Строительство.RU» побеседовало с экспертами о плюсах цементобетонного покрытия и о нюансах работы с ним в Европе.
Карл Дауни, генсек Европейской ассоциации бетонных дорог, подробно рассказал о целях и задачах ассоциации, а также о преимуществах современного цементобетонного покрытия.
— Карл, скажите, сколько лет существует ваша ассоциация и сколько стран в нее входят?
— Наша ассоциация совсем скоро отметит свой 10-летний юбилей. В ее состав входит 28 стран, из которых 15 стран являются прямыми членами нашей ассоциации, а 13 входят через другие организации.
— Каковы задачи ассоциации на современном этапе?
— Перед ассоциацией стоит несколько задач. Во-первых, мы делимся различными техническими ноу-хау в области цементобетонного покрытия. Во-вторых, мы продвигаем это покрытие на рынке, пропагандируем преимущества цементобетонных дорог. И в-третьих, мы лоббируем свои интересы в Европейском союзе, продвигаем наших партнеров.
К. Дауни: «Наша цель, чтобы люди, думая о строительстве дорог, не рассматривали лишь асфальт»
Лоббирование, безусловно, наша главная цель. Мы доказываем политикам, что на рынок дорожного покрытия необходимо привнести конкуренцию. Здоровая конкуренция приведет к снижению общей стоимости как цементобетонных дорог, так и асфальтобетонных. Выбор покрытия при строительстве или реконструкции дорог должен основываться на аспектах жизненного цикла, а не на строительных затратах.
— Какую долю от всех скоростных дорог Европы занимают дороги с цементобетонным покрытием?
— В Германии, Австрии и Бельгии доля скоростных дорог с цементобетонным покрытием достигает 30–40 %. В остальных странах этот показатель на уровне 0–5 %.
— Кто принимает решение в странах Европы, какую дорогу строить — цементобетонную или иную?
— В Германии за этот выбор отвечает подрядчик. На тендере обычно представлены оба решения, и именно подрядчик оценивает каждый вариант исходя из конкретной ситуации. Он всегда выбирает то, что выгоднее, так как профессионально понимает эту тему.
Но в большинстве стран иначе: на тендере рассматриваются варианты лишь одного покрытия, и выбор диктуется стоимостью строительства на сегодняшний день, при этом совсем не рассматривается аспект жизненного цикла объекта. Мы же хотим обратить внимание всех именно на жизненный цикл, на то, что в конечном итоге, спустя 30–40 лет эксплуатации цементобетонные дороги обходятся на 30 % дешевле. Ассоциация ставит перед собой цель вывести принцип вычисления жизненного цикла на уровень директив Европейского союза.
— При строительстве бетонных дорог в странах Европы единые технические нормативы и стандарты или в каждой стране они разные?
— В каждой стране стандарты строительства автобанов с цементобетонным покрытием свои, зато схожи нормативы производства бетона.
— Какова разница в стоимости строительства бетонной трассы и дороги с классическим покрытием — асфальтобетоном?
— Изначально строительство цементобетонной дороги дороже на 30 %. Но если посмотреть на затраты спустя 30 лет эксплуатации, то цементобетон будет дешевле на 30–40 %.
— Каковы межремонтные сроки скоростных дорог с цементобетонным покрытием?
— Межремонтный срок цементобетонных трасс равен 30 годам. После этого срока требуется полная замена покрытия. Безусловно, такой период службы возможен при надлежащем содержании дороги, в основе которого лежат три требования. Во-первых, ухаживать за деформированными швами и менять их раз в 5–10 лет. Во-вторых, своевременно устранять локальные дефекты и трещины в покрытии. И в-третьих, менять отдельные плиты с использованием стандартных или быстротвердеющих бетонов. Других работ данное покрытие обычно не требует.
О долговечности цементобетонных дорог говорит и тот факт, что в Германии до сих пор функционирует дорога с оригинальным покрытием 1936 года. Это участок автобана Берлин — Штеттин, которому уже исполнилось 80 лет.
— В чем преимущества скоростной трассы с цементобетонным покрытием перед асфальтобетонным?
— Цементобетонное покрытие отличается долговечностью, простым и низкозатратным содержанием, безопасностью и экологичностью.
Долговечность цементобетона заключается в том, что эти дороги могут служить годами и не требовать ремонта.
Экономичность данных дорог кроется в низких затратах на содержание и эксплуатацию. Цементобетон позволяет экономить топливо, так как это настолько жесткое покрытие, что практически не проседает под колесами большегрузного транспорта, а это позволяет снизить расход топлива.
Большая безопасность данного покрытия также является прямым следствием его жесткости. Например, на таких дорогах не образуется борозды, что снижает риск скольжения автомашин на мокрой трассе. Кроме того, от бетонных поверхностей свет отражается лучше, что способствует большей безопасности в темное время суток.
А о пожаробезопасности таких дорог говорит тот факт, что в Евросоюзе действует единое требование, согласно которому дороги, проходящие в туннелях, могут иметь исключительно цементобетонное покрытие. Бетон — негорючий материал, и он не выделяет токсичные газы при нагревании.
Экологичность данного покрытия заключается в том, что автотранспорт при прохождении таких трасс выбрасывает в атмосферу меньше вредных веществ, чем в аналогичных условиях на асфальтобетоне. Происходит это благодаря тому, что меньше сжигается топлива. Европейцы считают, что количество выбросов на дорогах с таким покрытием уменьшается на 6 %, американцы и канадцы называют лишь 3 %. Также следует помнить, что бетон на 100 % подлежит повторному использованию.
О нюансах ремонтных и строительных работ с цементобетоном рассказал нашему спецкору Алекс Эккерт, руководитель тендерно-договорного отдела компании STRABAG, на примере реконструкции скоростной трассы А5 (Франкфурт-на-Майне — Базель).
— Хорошая скоростная трасса — удовольствие дорогое. Сколько стоит такое строительство?
— Стоит отметить, что в Германии дороги практически уже не строятся. Здесь сети автодорог существуют уже 50 лет, и новое строительство бывает лишь как исключение. А стоимость реконструкции данного участка трассы (А5) в 10 км обходится 20 млн евро. На один метр такой дороги, толщиной 27 см, шириной 12 м, идет 4 кубометра бетона. Причем из 27 см толщины 20 см — это бетон из старого покрытия, а оставшиеся 7 см — особопрочный бетон со спецдобавками.
— Каким образом после окончания строительства и сдачи дороги в эксплуатацию генподрядчик несет ответственность за качество? Каковы гарантийные сроки эксплуатации? Каковы межремонтные сроки?
— Дороги с цементобетонным покрытием рассчитаны на 30 лет, и в это время им практически не нужен ремонт. После же этого срока полотно полностью меняется, причем старый бетон на 100 % используется в новом покрытии.
За качеством работ следит обычно сам генподрядчик, но могут проверить и государственные службы. И я уверяю, что внутренняя служба компании проверяет все очень тщательно, так как здесь никто не любит ничего переделывать. В Германии ремонтные работы идут по принципу «сделали и забыли».
— В случае прекращения строительной деятельности генподрядчиком кто несет ответственность за дороги?
— Обычно дорогу контролирует тот, кому она принадлежит.
Наша справка о строительстве бетонных дорог в Германии:
Первая автодорога из бетона типа автобан — магистраль между городами Кельн и Бонн, построенная в 1929–1932 гг.
63 млн кв. м автодорог с цементобетонным покрытием было построено в Германии к 1939 г. Из них 41 млн кв. м (90 %) — автобаны.
28 % — доля автобанов с цементобетонным покрытием на сегодняшний день.
13 000 км — их протяженность.
5,6 % — доля автобанов по отношению ко всей сети автодорог Германии.
33 % автодорожного движения приходится на автобаны.
Беседовал Александр Гусев, подготовила Наталья Бухтиярова