Чуйский тракт: история одной дороги

 

Пo вьючнoй трoпe — к aвтoбaну

Чуйский трaкт – дрeвняя дoрoгa, извeстнaя eщe из китaйскиx лeтoписeй трexтысячeлeтнeй дaвнoсти. В китaйскиx истoчникax oнa имeнoвaлaсь «тoргoвoй дорогой к юэчжам» так называли тогда в Китае скифские племена, обитавшие на севере от Китая. По мнению ряда историков, эта тропа была одним из ответвлений Великого Шелкового Пути. Территория Горного Алтая с давних пор привлека­ла внимание русских купцов и промышленников. Она интересовала их не только как рынок сбыта то­варов, но и как важный район транзита, через кото­рый велась торговля с Монголией, Китаем и другими азиатскими странами.

Стоит сказать, что сферы торгового влияния формировались в зависимости от путей сообщения, связавших отдельные центры торговли с их выходами на Россию. В то время в сферу влияния Западной Сибири входили Илийский край, тяготевший к Семипалатинску и Омску, Кобдинский район, связанный Чуйским трактом с г. Бийском Алтайского округа Томской губернии, и западная часть Улясутайского округа, также тяготевшая к Бийску.

Несмотря на это, до 1870 года Чуйский тракт представлял собою узкую вьючную тропу, улучшенную лишь местами. В путевых заметках XIX века отмечается, что дорога была очень вязкой и топкой — а в период распутицы и вовсе становилась непроходной. Для поддержания дороги крестьяне рубили леса, препятствовавшие высыханию, выкорчевывали пни, срывали кое-где косогоры, укрепляли грунты и т.д. В 1893-1894 годах детальное исследование Чуйской тропы, с целью переустройства её на колёсный путь на всём протяжении, провёл военный инженер Вараксин, предложивший ряд вариантов обхода бомов (бом – местное название отвесных скал, уходящих в пропасть). Впрочем, из-за высокой стоимости работ этот проект не осуществили. Первые ассигнования на исправление вьючного пути последовали в 1900 году. В результате проведённых работ по строительству мостов, труб, подпорных стен, установки надолб, устройству паромных переправ в 1903 году был открыт путь от Бийска до Кош-Агача для колёсного движения на двуколках алтайского типа.

Бригада проектировщиков Чуйского тракта

Алтайская двуколка

Однако началом возрождения Чуйского тракта считается 1922 год, когда по составленному Бийским отделом государственных сооружений плану строительно-ремонтных работ в районе Кош-Агача был сооружен деревянный мост через реку Чуя и «приведен в проезжее состояние» отрезок пути от Бийска до Верх-Комары протяженностью в 110 км. В 1923 г. по Чуйскому тракту в недавно образовавшуюся Монгольскую Народную Республику прошли первые торговые караваны с советскими грузами. Основными товарами еще малого по объему грузооборота, который осуществлялся только летом, являлись чай, выделанная кожа, металлические изделия, ткани, панты марала. Это было началом торговых связей, которые советское правительство посчитало перспективными, и тракт был признан дорогой государственного значения.

В 1926 году был составлен план развития Чуйского тракта, и финансирование работ по приведению трассы, как сейчас принято говорить, «в нормативное состояние» существенно возросло. В начале 1932 г. межведомственные склоки относительно вариантов трассы новой дороги привели к тому, что в полемику вмешался Совет Народных Комиссаров и ВЦИК РСФСР. Советское правительство специальным Постановлением от 26 сентября 1932 г. потребовало от властей Сибкрая и Ойротского облисполкома «расследовать причины совершенно недопустимой, граничащей с вредительством волокиты в строительстве правобережного варианта, привлечь виновных к суровой ответственности и немедленно ускорить работы». С этого времени дорожные работы велись под лозунгом «Создадим социалистический шоссейный тракт».

5 июля 1933 г. согласно постановлению правительства по Народному Комиссариату Внешней торговли СССР за № 333 Чуйский тракт стал считаться «военизированным с введением в действие устава о служебно-трудовой деятельности рабочих и служащих, которые приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма». И начиная с осени 1933 г. главной рабочей силой ударной стройки стали заключенные 7-го отделения Сибирских лагерей (Сиблаг).

«Много хлопот доставляли паромные переправы через реку Катунь между бомом Кор-Кечу и с. Иня, где часами стояли машины и подводы. Необходимо было строить мосты или пробивать скалы и вести тракт в обход, и это было решено сделать. Около трех месяцев непрерывно грохотали мощные взрывы… Объем скальных работ, проделанных заключенными вручную, превысил 100 тысяч кубометров, а объем кладки подпорных стенок 24 тысячи кубометров. 23 мая 1933 г. по участку тракта около трех километров, проложенному сквозь скалы, уже могли проходить первые машины», — вспоминает шофер-ветеран тракта Б.А. Ялунин.

В феврале 1934 г. заключенными были начаты работы на строительстве крупнейшего в СССР понтонного наплавного моста через Бию, движение по которому было открыто 12 июня того же года. За досрочную сдачу объекта начальник строительства Вишневский был удостоен премии в 1000 руб., велосипеда и почетной грамоты. Такими же наградами были удостоены начальник 7-го отдела Сиблага Волков, а также начальник строительства моста П. Соловьев. А Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение первого в мире двухкабельного висячего моста у с. Иня, спроектированного Цаплиным.

«За рейс машину раза три-четыре перегрузишь, чтобы из грязи выбраться. — продолжает Борис Ялунин. — А зимой – холода, буран. Снег так утрамбует бураном, что лопата не берет, а ехать – машина проваливается. Без семифунтовых валенок, руковиц-мохнашек, без собачьей дохи – верная гибель. Ездили сутками! Заглушишь машину – это все равно, что помереть. Заглушишь, а ее потом заводить неделю надо. Она так и шла на газу, чтобы только двигаться. Если воду слил и встал, то к утру масло в коробке и мостах берется намертво, и надо все это разогревать. Разогрел на пяти кострах, поехал. От Кош-Агача до Черной речки едешь на первой скорости, и резина начинает лопаться и отваливаться «шашечками», колесо-то замерзло и стучит. А от Маймы до Бийска по грязи ехали сутки! Весна и осень – самая трудная пора для шоферов была. На Бабушкиной заимке в дожди по неделе сидели. Пешком по колено в грязи лезли до Черги. До Ташанты и обратно в 33-м году месяц ездили! Но считали, что это нормально».

В 1938 г. в связи с возрастанием грузооборота начата капитальная реконструкция тракта: выпрямление отдельных участков, расширение и улучшение проезжей части, его гудронирование, замена и ремонт старых мостов. И в годы войны эта работа не прекращалась, когда были расширены и реконструированы участки на бомах Ак-Тарлаган и Белый. Статус федеральной трассы дорога получила в 1961 году. На тот момент она уже была построена и подрядные организации лишь поддерживали ее в нормативном состоянии. С января 2018 г. М-52 меняет обозначение и сегодня это федеральная трасса Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией (Р-256) — или Чуйский тракт.

На сегодняшний день протяженность трассы от Новосибирска до границы с Монголией составляет 968км. Историческая часть дороги составляет 630 км, она берет свое начало от Бийска и заканчивается на госгранице с Монголией. Перед написанием данных строк автор статьи проехался по этой дороге. Новая часть трассы от Новосибирска до Бийска особой примечательностью не отличается. Все красоты, ради которых приезжают туристы, находятся на исторической части маршрута. Дорога, которая имеет для всего региона жизненно важное значение и отметит в 22-ом году свое 100-летие, начинается с нулевого километра — на котором расположен единственный в своем роде музей Чуйского тракта.

Экскурсия по дороге в тысячу км

Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.

В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.

К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.

В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».

Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.

Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.

Новый памятник шоферам Чуйского тракта

Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».

От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.

Станислав ДОНИН

 

Комментарии запрещены.

Реклама
Партнеры
Интересное
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031