Иван Грозный — Орлу, Петербургу — 80-метровый Христос: кто заразил нашу скульптуру гигантизмом?

Aрxитeктурнo-скульптурнaя oбщeствeннoсть внoвь в лeгкoм зaмeшaтeльствe.  Прoшeл слуx, чтo в Питере планируется установить памятник Христу работы Зураба ЦЕРЕТЕЛИ.

 

Подарки, которые ставят в тупик

Монумент, между прочим, немаленький — 80 метров: «рост» самой статуи 33 м плюс постамент в 47 м. Специалисты попробовали сравнить памятник с самыми высокими зданиями Северной столицы. Оказалось, что, если тот и правда появится в городе на Неве, он будет на шесть метров выше Адмиралтейства, на 33 — Александрийского столпа и в восемь раз выше Медного всадника.

Как реагировать на такой «подарок» известного скульптора, питерцы пока не знают. Ведь, если монумент установят в центре города, он «задавит» весь исторический ландшафт.

Ну, ладно, Христос. Тут хотя бы нет никаких возражений по содержанию монумента. Но вот в Орле собрались ставить памятник Ивану Грозному — одной из самых противоречивых фигур нашей истории.

Откуда такая практически маниакальная страсть к памятникам, вопрошают журналисты, блогеры и остальные анализирующие происходящее россияне?

 

Скандал в Орле

Орел бурлит. Без всяких общественных слушаний, без обсуждения в местной прессе, губернатор и мэр приняли единоличное решение водрузить на главной площади города памятник одному из самых жестоких правителей Российского государства.

Под постамент уже готовят фундамент. И даже местные активисты, подавшие в суд на власти Орла, властям не указ.

Между тем Иван Грозный — правитель, злодеяния которого вспоминают гораздо чаще, чем достижения.  Именно он обрушил Россию в Смутное время. А историк Карамзин называл его «величайшим тираном русского народа и единственным по масштабу». Даже Романовы не решились воздвигнуть памятник Ивану Грозному. Нет его изображения и на монументе, посвященном 1000-летию России.

Между тем статую собираются открыть уже 3 августа, приурочив событие к 450-летию Орла, которое город будет отмечать 5 августа. Да, Иван Васильевич Грозный — основатель города Орла. Но ведь и «кровожадного тирана» Ивана Грозного никто не отменял…

«Памятникомания» буквально поразила российские города и веси. «Есть в этом какая-то маниакальная одержимость, свойственная России с 90-х годов», — высказался  на днях ведущий программы «Вести недели» Андрей Кондрашов.

 

Переплюнули Российскую империю

Кто-то подсчитал: за весь период существования Российской империи воздвигнуто всего несколько десятков памятников, наше время переплюнуло прежний результат в разы! Только за последние десятилетия мы получили огромное количество монументов, вдобавок ко всему прочему еще и очень спорных по своим художественным достоинствам.

Взять хотя бы одиозного Петра Первого на Крымской набережной авторства того же Зураба Церетели. Кто только ни критиковал бедного «бронзового самодержца»! Непропорционально огромная фигура, стоящая на хлипком кораблике вызывала целую гамму чувств: от недоумения до глубокого неприятия. Среди москвичей давно ходит шутка: надо будет поставить памятник тому, кто снесет этот памятник.

Памятник маршалу Жукову скульптора Клыкова тоже вызывал «ряд вопросов» у жителей столицы — фигура маршала явно была «снята» с другого по масштабам коня.

А уж скульптурная группа «Дети — жертвы пороков взрослых» и вовсе расколола москвичей на два лагеря. Автор во всей красе изобразил такие пороки, как садизм, предательство, наркомания, проституция и т.д. Одни сочли эту работу гениальной, другие — безобразной и даже вредной для подрастающего поколения.

Но речь сейчас даже не о художественных достоинствах того или иного монумента, а о масштабах современных памятников. Российскую скульптуру поразила болезнь гигантизма, от которой та никак не может (или не хочет?) вылечиться.

 

Творение Церетели примут в Ленобласти?

Скульптура Христа, предложенная Санкт-Петербургу, пока хранится в мастерской Зураба Церетели. Даже в разобранном виде она занимает целый павильон.

Мастер не устает повторять: он отдает ее просто так, безвозмездно.

— Как можно брать за Христа деньги? – изумляется московский скульптор грузинского происхождения. — Я же верующий человек…

Идея статуи возникла у автора, когда он посетил Рио-де-Жанейро и увидел незабываемую фигуру Христа-Искупителя с распростертыми руками на горе Корковаду.

Теперь творение ждет, когда же будет определено место для его установки. Вначале назывались Соловки, потом Сочи, но там от подарка вежливо отказались. Успела отказаться от монумента и Москва. И вот теперь появилась идея внести элемент монументального разнообразия в петербургские классические виды.

— Петербург — очень строгий город. В нем все подчинено регулярному замыслу, — говорит художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Борис Эйфман. — И вносить в его пейзажи что-то новое нужно с большой осторожностью.

Жители обеих столиц недоумевают: что же хочет сказать своими грандиозными масштабами Церетели? Может быть, желание поставить огромное чудо, на которое будут обращать внимание — это, в первую очередь, попытка воздвигнуть памятник самому себе?

Кстати, на критику автор грандиозной статуи не обижается: «Для меня это лишняя реклама».

Между тем появилась информация о том, что монумент, который сам создатель считает вершиной своего творчества, готова принять в дар Ленинградская область. Возможно, скульптура будет установлена в этнопарке «Усадьба Богословка» в Невском лесопарке. Место это часто посещается прихожанами, рядом — церковь Покрова Богородицы. Возможно, церетелевский Христос обретет здесь постоянную прописку?

Елена МАЦЕЙКО

Комментарии запрещены.

Реклама
Партнеры
Самое интересное
Интересное
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930