Какими гранями сверкает «Гранит»?
Вряд ли нaйдeтся прoфeссиoнaльный стрoитeль или дoрoжник, нe знaкoмый с вeликoлeпными кaчeствaми щeбня, который поступает к нам из Республики Беларусь. Об одном из крупнейших предприятий, специализирующихся на добыче высококачественного белорусского щебня, рассказывает генеральный директор РУПП «Гранит» Эдуард ГАВРИЛКОВИЧ.
В поисках потребителя
— Эдуард Геннадьевич, вы всегда очень активно экспортировали свою продукцию за рубеж. Сохранилась ли тенденция перераспределения поставок с внутреннего рынка на внешний?
— Да, действительно, мы постоянно увеличиваем свое присутствие на внешнем рынке. Только за первое полугодие этого года доля экспорта щебня различных фракций увеличилась в три раза.
В принципе, мы сегодня без ущерба для внутреннего рынка готовы поставлять продукцию на экспорт практически в любых объемах. Запас мощностей это позволяет.
— Какие новые сегменты рынка удалось освоить?
— Достаточно уверенно сейчас чувствуем себя в Литве. Увеличиваются поставки в Латвию. Вернулись на польский строительный рынок: впрочем, здесь успехами пока хвастаться рано, но контракты есть.
В России тоже появилось достаточно много новых регионов, заинтересовавшихся нашей продукцией. Это Псковская, Калужская, Орловская области и др. На карте наших поставок все это очень хорошо видно.
— Какие новые тенденции появились в маркетинговой политике предприятия?
— У нас сейчас проводится целый ряд акций, предусматривающих скидки. Они действуют при выборке определенного объема продукции (не менее 50 тыс. т в месяц) либо при условии крупной предоплаты.
В последнем случае мы предлагаем фиксированную цену за наш щебень на достаточно длительный период. Во время зимнего завоза, например, у нас были компании, которые оплачивали 250 тыс. т по определенной цене и выбирали продукцию в течение четырех месяцев.
Готовь заказы летом, а продукцию — зимой
— Собираетесь ли вы увеличивать объемы производства? На каких фракциях будет сделан акцент?
— Мы начали активно выпускать фракцию 0—40 мм для дорожного строительства. Раньше от этого вида продукции были немножко в стороне, но сейчас российский рынок затребовал именно такой формат щебня.
Увеличили производство фракции 40—70 мм — тоже для дорожников.
Выпустили новый формат щебня для железных дорог и, в полном соответствии с Евростандартом (фракция 31.5—63 мм), успешно сертифицировали его в Евросоюзе.
Новая продукция позволяет нам завоевывать новые рынки, поэтому мы уделяем ей особое внимание.
— Вы упомянули об увеличении объемов производства. За счет каких потенциальных возможностей это может быть сделано? Может быть, вы планируете задействовать какое-то новое оборудование или применить новые технологии?
— Самый эффективный и быстрый способ, на мой взгляд, это грамотная логистика. Мы всегда стремились более полно использовать фактор круглогодичности.
Например, сейчас усиленно нарабатываем зимние заказы. Не секрет, что в декабре, январе, феврале наблюдается традиционный зимний спад. И если на этот период подстраховаться, можно смело наращивать объемы выпуска не только в горячую летнюю пору, но и в менее активные зимние месяцы.
В итоге с 2014 года у нас зимнего спада практически не было: отгрузили 16 млн т. Уже в 1 квартале 2016 года нам удалось отгрузить на экспорт свыше 3 млн т щебня. Надеемся, что следующей зимой ситуация будет еще лучше.
Мы уже сейчас разговариваем с потенциальными потребителями о цене контракта. Причем сами контракты, надо отметить, будут с достаточно жесткими условиями. Ведь мы хотим иметь не разовых потребителей, а постоянных и надежных партнеров.
С вагонами — то густо, то пусто
— Какие нововведения появились в транспортной логистике предприятия?
— Особых нововведений нет, но есть очень много проблем. В первую очередь с железнодорожными вагонами. Пока не удается нормально контролировать подачу вагонного парка. С этим делом, как говорится, то густо, то пусто. То вся станция забита вагонами, то приходится по несколько дней ждать тары.
Причина зачастую в том, что нет нормального взаимопонимания с собственниками вагонов — среди них много частников, и с ними не всегда можно договориться о ритмичных поставках.
Кроме того, пока не удается выстроить взаимовыгодные партнерские отношения с АО ФГК. Это колоссальная монополия, и, к сожалению, все партнерство тут зачастую сводится к выгоде самой железнодорожной компании.
Проблем добавило и то, что с 1 августа значительно выросли цены на пользование подвижным составом. Федеральная грузовая компания подняла цену аж на 4 тыс. руб. за вагон. А это, безусловно, забирает прибыль у нас, производителей.
С автотранспортом сегодня проблем нет. Но нас больше интересуют большие расстояния. А там — только железная дорога…
Мы, конечно, были бы очень заинтересованы в приходе на рынок крепкой транспортной компании, которая взялась бы перевозить наши грузы на постоянной основе. Чтобы мы получали ежедневно, к примеру, по 400 вагонов под погрузку. Стабильно, без нервотрепки.
Пока мы, увы, не нашли такую компанию. Но надежды не теряем.
— За счет чего осуществляется контроль качества на предприятии?
— Должен сказать, что в прошлом году мы получили премию Республики Беларусь в области качества. И, смею заверить, премия присуждена нам не зря. Мы перешли к европейским стандартам буквально по всей линейке продукции. Вводим новые мощности и модернизируем старые.
Продолжаем модернизировать завод, выпускающий фракцию 25—60 мм (железнодорожный щебень повышенного качества).
На Ситницком месторождении шагающим экскаватором начали производить вскрытие первого вскрышного уступа.
— Какие преимущества продукции вашего предприятия позволяют предлагать ее широкому кругу потребителей?
— У нас неизменно высокое качество. Мы можем предлагать большие партии продукции, причем по конкурентоспособным ценам.
И главное — мы надежные. Мы никуда не исчезнем. Предприятие РУПП «Гранит» — государственное.
Перспективы дальнейшего развития нашего предприятия обеспечиваются собственной сырьевой базой.
В заключение хотел бы пожелать коллегам успехов в созидательном труде в сфере строительства, а также здоровья, благополучия и хорошего настроения.
Беседу вела Елена МАЦЕЙКО