Почему участники «Зодчества-2016» отчаянно мерзли, но с фестиваля не уходили
Кaк мы ужe сooбщaли, eжeгoдный фeстивaль «Зoдчeствo» нa этoт рaз oргaнизaтoры решили провести на Трехгорке — в помещениях знаменитой Трехгорной мануфактуры. Место для архитектурного фестиваля, на первый взгляд, выбрано совсем неподходящее. Но это только на первый взгляд.
Как освоить территорию с помощью «Зодчества»
Дело в том, что бессменный куратор фестиваля Андрей Асадов не так давно побывал на архитектурной биеннале в китайском Шэньчжэне и очень впечатлился результатами реновации заброшенной китайской фабрики, которая проходила практически в online-режиме — прямо в ходе биеннале. Архитекторы на глазах посетителей преображали цеха, обустраивали фабричную территорию. В итоге получилось новое — и очень интересное — городское пространство.
Фестиваль Зодчество, 5 корпус со стороны Рочдельской улицы
Вот и на Трехгорке решили попробовать сделать то же самое. Тем более что территория фабрики — это практически депрессивное пространство. А фестиваль, по замыслу организаторов, и должен был стать тем инструментом, который это пространство преобразует, а потом вернет городу уже в новом качестве.
Словом, архитекторы хотели быть полезными! Неслучайно тему фестиваля они определили как «Пространство ПОТОМ». И если им, возможно, не вполне удалась миссия «санаторов территории», то привлечь внимание к Трехгорке и ее проблемам — получилось.
Фестивальная экспозиция развернулась в двух давно не работающих цехах фабрики. В корпусе №24 постройки 1905 года, знаменитом своими уникальными шедовыми окнами, разместились стенды из регионов, так или иначе относящиеся к теме фестиваля и преображению «запущенных» территорий. Любопытные идеи, уже на примере своих городов, предложили Красноярск, Ижевск, Екатеринбург. Здесь же в течение всего фестиваля работал Форум — дискуссионная площадка, где нескончаемой чередой шли лекции, круглые столы, обсуждения.
В корпусе №5, построенном в лучших традициях «краснокирпичной» промышленной архитектуры конца XIX — начала XX века, царствовали кураторские проекты, которых было достаточно много — около 20. Кроме того, здесь был представлен проект преобразования собственно Трехгорки, над которым в последнее время активно работает бюро «Рождественка» под руководством Наринэ Тютчевой.
История ситца. Экспозиция Наринэ Тютчевой
Впрочем, кураторы «Зодчества» вовсе не предполагали ограничиваться темой Трехгорки. Им явно хотелось на ее примере поразмышлять о судьбе депрессивных территорий ВООБЩЕ. Ведь промзоны, откуда выведены промышленные предприятия, есть чуть ли не в каждом крупном городе. И что с ними делать, как приспособить под новые функции, не всегда понятно.
Мерзли, но сидели до последнего
Надо сказать, в ходе фестиваля его участникам пришлось мужественно претерпевать некоторые бытовые неудобства. Неработающие цеха Трехгорки не отапливаются, что вполне естественно. И посетители деловой программы фестиваля буквально клацали зубами от холода — все-таки октябрь уж на дворе…
Зодчество, 5 корпус, 3 этаж. Экспозиция Оскара Мамлеева
Тем не менее слушатели круглых столов и панельных дискуссий в 5-м корпусе (где было особенно холодно) проявили чудеса морозостойкости, высиживая достаточно продолжительные по времени сессии, позволяли себе лишь короткие перебежки за стаканчиком горячего чая или кофе.
А во время круглого стола «Москва река — капитализация» посетители вообще старались не отвлекаться: ведь картина будущего освоения не очень пока благоустроенных берегов Москвы-реки вырисовывалась просто фантастическая.
«Ударных» набережных, на которых сосредоточатся архитекторы, как рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, будет пять: Симоновская, Москворецкая, Лужнецкая, Набережная Марка Шагала (на ЗИЛе) и набережная вдоль Нагатинского затона.
Значимых объектов на преображенных набережных будет предостаточно. Взять хотя бы «заповедник актуальной архитектуры», который появится на ЗИЛе. Запланирован и бассейн, который будет располагаться прямо в акватории Москвы-реки.
— Мы научились достигать почти полного сходства реализованного проекта и рисованного рендера, — заметил Сергей Олегович. — Так что, надеюсь, все запроектированное воплотим.
Стенд Москвы. ЗИЛ
Наринэ Тютчева предложила в дополнение к набережным совсем уж сказочный проект речного трамвая: вдоль берега со стороны реки будет проложен рельсовый путь. По нему с определенной периодичностью пойдут специальные трамваи, снабженные мощными аккумуляторами: таким образом, электролинию тянуть не придется. Трамвайчики будут заряжаться на «электрозаправочных» станциях, то есть соприкосновение электричества с водой будет исключено.
Специалисты считают такой речной транспорт очень перспективным.
Почему в обиходе премьера появилось словосочетание «дизайн-код»
Главной темой разговора на фестивале наряду с возрождением Трехгорки стала тема качества городской среды, что вполне логично вписалось в идею фестиваля.
— Это не кратковременное любопытство, это более глобальный интерес — к нашей жизни, — заметил президент Союза архитекторов России Андрей Боков*. — Интерес, который становится приоритетом внутренней политики.
И если уж премьер-министр России Дмитрий Медведев активно использует в своем лексиконе такие словосочетания, как «дизайн-код», «мастер-план» и пр. — значит, что-то серьезно меняется в нашем королевстве…
И совсем не случайно все шесть дней фестиваля шел кураторский проект архитектора Ильи Заливухина «Пространственная модель эффективного города». Архитекторы, урбанисты, журналисты и гости фестиваля активно обсуждали дальнейшую судьбу и сценарии развития таких больших городских территорий, как Новая Москва, Лефортово и др.
Стенд Московской области
Неслучайно и региональные архитекторы приехали, в основном, не с проектами отдельных зданий, а с пространственно-рекреационными концепциями. Как, например, архитектор из Красноярска Алексей Мякота, предложивший новое видение прибрежных территорий Енисея, которые непосредственно примыкают к этому сибирскому городу.
Сюда же подтянулись и архитектурные школы, которые отнюдь не ограничились демонстрацией итогов своей работы за последние полгода. Школа «Эволюция», например, обнародовала результаты августовского творческого десанта на реку Шексну. Его результатом стали проекты-фантазии на тему Шекснинского культурно-туристического и делового кластера на Волго-Балте.
— Только архитектура может тотально поменять среду! — не уставал повторять «президент архитекторов» Андрей Боков. — И я искренне рад, что от количественных аргументаций (сколько квадратных метров построено) мы переходим к качественным характеристикам: как это построено.
Что делать с уникальными зданиями XIX века
…Если вернуться к Трехгорке, то здесь в первую очередь будут разрабатываться новые входные зоны. Изменится и вид внутренних дворов. Коммерческий директор Трехгорки Анжела Кузьмина призналась:
— Мы давно ратуем за то, чтобы открыть территорию Трехгорки. И вовсе не ставим задачу извлечь сиюминутную выгоду. Для нас важнее и интереснее развитие самого пространства промзоны, придание ему новых функций.
И, действительно, пространство стоит того. 200-летняя история Трехгорки сформировала уникальную промышленную архитектуру. Ее здесь бережно сохраняют и надеются, что она еще послужит городу. Только теперь уже в другом качестве.
В каком именно? Узнаем в ближайшее время.
Елена МАЦЕЙКО
Фото: archi.ru
*Когда материал готовился к публикации, стало известно, что новым президентом Союза архитекторов России избран Николай Шумаков.