Управление ЖКХ через интернет: сантехник Афоня будет не нужен?
Сoврeмeнный гoрoд гeнeрируeт мaссу инфoрмaции. Сoтни тысяч бaйт сaмыx рaзличныx дaнныx eжeсeкунднo пoстaвляют всeвoзмoжныe датчики и измерительные системы. Собрав все эти данные воедино, можно эффективно управлять практически всеми городскими процессами. А в итоге — получить «умный город»: с умной системой ЖКХ, умным транспортом, умной городской средой. Проблемы «умного города» и места в нем интернета, возможности управления мегаполисом на основе больших данных обсуждались на недавнем форуме «Интернет + город», организованном Институтом развития интернета.
Времена сантехника Афони прошли?
Многие согласятся с тем, что ЖКХ теперь совсем не то, что было раньше. Это убедительно доказало присутствие на форуме, посвященном интернет-технологиям, замминистра строительства и ЖКХ РФ, Главного государственного жилищного инспектора России Андрея Чибиса.
Надо сказать, Андрей Владимирович чувствовал себя на этом высокотехнологичном мероприятии вполне уверенно. И это неудивительно, ведь в последнее время отмечен настоящий взрыв интереса со стороны крупных игроков в сфере IT к жилищно-коммунальной тематике. В направлении ЖКХ с интересом смотрят Ростелеком, японские IT-компании. Пообещал открыть новые сервисы, связанные с «коммуналкой», Яндекс. Так что теперь уже вряд ли кто будет спорить с тем, что эта сфера стала площадкой для внедрения высоких технологий.
Взять хотя бы интернет вещей. В сотнях и тысячах домов сегодня стоят миллионы датчиков, ежедневно и ежечасно измеряющих количество потребленного тепла, энергии и воды. А тепловые пункты регулируют подачу коммунальных ресурсов в дом в зависимости от температуры и времени года. В обработанном виде все эти данные представляют собой колоссальный объем информации, на основе которого можно делать любую аналитику.
Так что жилищно-коммунальная сфера, как заметил Андрей Чибис, сегодня дает не только свет и воду, но и продвинутые сервисы. А создаваемая под это законодательная база позволит прийти в отрасль, по образному выражению главного жилинспектора страны, «не сантехнику Афоне», а людям совсем иного, высокотехнологичного уровня.
Горячие баталии за место под IT-солнцем проходят и в сфере развития городской среды. Современным городам сегодня мало иметь просто хорошо заасфальтированные дороги и отремонтированные дворы. Они борются за интеллект. Сейчас очень модно заниматься урбанистикой и городской средой. По мнению Андрея Чибиса, те компании, которые используют этот интерес, могут вполне успешно реализоваться на рынке.
В ближайшем будущем ожидается появление новых стандартов в области урбанистики. Какие дороги прокладывать, какие развязки строить, где разбить парк, как осветить магистраль? Ответы на все эти вопросы будут формироваться на основе так называемых открытых данных — то есть данных, полученных с помощью IT-технологий.
Даже датчик, установленный на мусорном баке (а таковые, кстати, уже работают в некоторых европейских городах), очень многое может рассказать о жизни города. База так называемых низких данных (всевозможные датчики-измерители), как планируется, тоже будет попадать в общее информационное облако.
Зачем мусоровозы оборудовали системой ГЛОНАСС
Сами по себе открытые данные — не проанализированные и не систематизированные — по большому счету бесполезны. Нужно четко понимать, для чего вы их собираете, какую пользу они могут принести.
Например, после того как Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы открыл данные о передвижениях городского транспорта, поисковая система Яндекс сделала на их основе удобный сервис «Яндекс-транспорт», где каждый житель столицы может отследить собственный маршрут и местонахождение нужного транспортного средства.
А после того как «мусорный» автопарк столицы был оборудован системами ГЛОНАСС и датчиками уровня топлива, удалось подсчитать средний расход топлива на одного жителя при уборке дворов. В итоге были найдены резервы экономии топлива, а уборочный транспорт стал двигаться более эффективно.
Еще одно «умное» нововведение — датчики парковки, вмонтированные в дорожное покрытие, — позволили москвичам парковаться более компактно и логистически выверенно.
— Сейчас наблюдается очень отчетливый тренд — складывать «в корзинку» любую информацию, которая только попадается на пути, — размышляет гендиректор ГБУ «Инфогород» (здесь сосредоточены несколько интернет-сервисов городских услуг, в частности Портал государственных услуг города Москвы PGU.mos.ru, «Активный гражданин» и т.д. — Ред.) Алексей Чукарин. — Действительно, город накопил поистине гигантскую базу данных: сведения поступают с многочисленных счетчиков, датчиков, камер наблюдения, даже со смартфонов!
Проблема, по словам специалиста, в том, чтобы эту информацию грамотно использовать. Например, сейчас в системе Wi-Fi Московского метрополитена зарегистрированы 12 млн пользователей. И, в принципе, открыв эти данные, метрополитен может «рассказать», куда и когда конкретный пассажир передвигался в подземке. А значит, можно прогнозировать оптимальный транспортный график. И это не фантастика, это реальность!
— Мы должны научиться не только собирать, но и правильно интерпретировать полученные данные, — заметил в ходе дискуссии на форуме советник по информационным технологиям руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Дмитрий Уфаев. — По сути, мы ждем, что на основе наших больших данных появятся десятки и сотни стартапов, которые сделают жизнь горожан более удобной и комфортной.
Как рассказал Дмитрий, в Лондоне, например, на основе открытых данных частными компаниями было создано более 500 стартапов, связанных с интернет-сервисами, и организовано 5 тыс. дополнительных рабочих мест.
По мнению Алексея Чукарина, назрела необходимость создания Фабрики интернет-технологий, которая будет постоянно генерировать идеи. А вот вам самая свежая: перевести все казенные учреждения Москвы на «облачную» бухгалтерию. Специалисты поймут, о чем речь. Вместо тысяч бухгалтеров в каждом отдельно взятом учреждении будет единое место хранения бухгалтерской информации. Впечатляет, правда?
Грозят ли нам 10-балльные пробки
В Лондоне на один автомобиль приходится 98 кв. м улично-дорожной сети, у нас — 27 кв. м. Сама «физика» движения отечественного транспорта сложилась так, что у нас по дорогам ежедневно передвигаются 3 млн автомобилей.
Следуя этой логике, российские города больше всего похожи на азиатские, меньше — на европейские, и совсем не похожи на американские. Любой американский город построен изначально для того, чтобы в нем было удобно жить автомобилистам. У нас не так. И здесь службам организации движения приходится буквально балансировать, чтобы угодить и пешеходам, и автомобилистам.
В столице России работают 2300 светофоров, 1700 из них подключены к так называемой интеллектуальной транспортной системе. Каждый день в рейс выходят более 10 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев.
— Данные об их передвижении важны нам, чтобы понимать, как едет город, — разъяснил участникам форума руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) г. Москвы Вадим Юрьев. — Все данные мы складываем в Единую динамическую транспортную модель. Это уникальная система, которая позволяет прогнозировать то, как будет развиваться дорожная ситуация в течение дня.
Так вот, в том случае, когда в городе случается более 2 тыс. мелких ДТП, мы видим 10-балльные пробки.
— Почему наши данные достоверны и мы им доверяем? — продолжает Вадим Юрьев. — Потому что мы мониторим транспортную ситуацию не только с помощью доступных методов, но и на основе 3300 детекторов, которые установлены ЦОДД. Мы получаем данные с камер телеобзора, из службы такси.
Все данные сохраняются в Комплексной схеме организации дорожного движения, куда внесена информация о состоянии дорожного покрытия, начиная с его геометрии и заканчивая состоянием светофоров. Схема поддерживается в актуальном состояния. Сейчас она выполнена в границах Третьего транспортного кольца, а в ближайшее время будет расширена до пределов МКАД.
За счет «умной» системы управления транспортом удалось улучшить дорожную ситуацию в столице и, как следствие, уменьшить количество ДТП со смертельным исходом. Кстати, по данным эксперта, в этом году количество смертей на дорогах столицы по сравнению с прошлым годом снизилось с 430 до 350 человек.
Алло, мы ищем IT-таланты!
Итогом дискуссий, развернувшихся на форуме, стала убежденность в том, что нужно продолжать консолидацию интеллектуальных сил для развития в городе информационных технологий. Уже сегодня, как отметил генеральный директор Агентства инноваций г. Москвы Алексей Парабучев, 85% стартапов создаются в сфере IT-технологий. 640 млрд руб. — объем выручки, которую получают компании в этом секторе.
Ключевая задача сейчас — задействовать для создания умных технологий своих специалистов, дать дорогу талантливым отечественным командам.
Так что в сфере IT ждут новых звезд.
Елена МАЦЕЙКО
Фото: fotki.yandex.ru, 360.ru, eco-techprom.ru
P.S. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что наша столица достигла заметных успехов в сфере управления городом с помощью высоких технологий. Но Москва — не вся Россия. В российской глубинке и слыхом не слыхали об интернете вещей, удобных городских сервисах, «низких данных», не ведают там и об интеллектуальных системах управления транспортом и автоматизации управленческих процессов в ЖКХ.
Пожалуй, некоторым нашим региональным центрам такие системы очень бы пригодились. Той же Рязани, Волгограду, Саратову. Многие муниципалитеты сейчас сетуют на нехватку средств — мол, потому и не можем благоустроить городскую среду, нормально асфальтировать дороги, отремонтировать дворы, что денег нет. Между тем «умные» технологии могли бы сэкономить региональной казне немалые деньги. Глядишь, и обустроилась бы наша провинция.