Кредит доверия, выданный программе «Моя улица», оказался под угрозой

В Мoсквe — рeмoнтнoe стoлпoтвoрeниe. Oгрaждaющими пoлoтнищaми зaтянут вeсь цeнтр: Твeрскaя, Нoвый Aрбaт, Якимaнкa, Сaдoвoe, Бульвaрнoe кoльцo… В рaмкax прoгрaммы «Мoя улицa» здесь расширяют тротуары, убирают под землю коммуникации, укладывают новую плитку, устанавливают энергосберегающие светильники. И главное, озеленяют, озеленяют, озеленяют… Москвичи в растерянности: такого масштаба работ они еще не видели. Хорошо ли это?

 

Станет ли Москва застывшим городом-музеем

Уже второй месяц горожанам и гостям столицы приходится лавировать среди котлованов, траншей, гор мусора, которые на фоне исторического центра Москвы смотрятся совсем уж сюрреалистически.

К чему эти неудобства, задаются закономерным вопросом многие жители столицы? Стоят ли этих неудобств те преобразования, которые в итоге получит Москва?

Что ж, попробуем разобраться в том ворохе аргументов, которыми уже буквально кишит Сеть, предоставляющая свои интернет-ресурсы и онлайн-площадки как ярым оппозиционерам, так и тем, кто приветствует изменения, происходящие в столице.

Надо сказать, критические голоса зазвучали сразу же после старта программы «Моя улица». Многим было непонятно, зачем на тех же самых магистралях, которые благоустраивали два-три года назад, снова затевать ремонт: вновь менять плитку, выворачивая при этом совсем еще не старую брусчатку, положенную — всего-то ничего — пару лет назад. Причем, как заметили особо наблюдательные горожане, за последние пять лет некоторые московские улицы раскапывались чуть ли не по несколько раз в год.

«Москве что, деньги девать некуда?» — недоумевали блогеры, пресса, просто активные жители города.

С разгромными статьями на эту тему выступили журналисты Олег Кашин и Андрей Архангельский. Последний обвинил инициаторов тотального благоустройства в том, что те хотят чуть ли не «…остановить время». Музеефицировать Москву. Превратить действующую, кипящую и бурлящую столицу в неживой музей под открытым небом. Со всеми сопутствующими «красотами»: улицами, закованными в гранит (плитка-то у нас теперь везде будет лежать не какая-нибудь, а гранитная, сверхпрочная), хлипкими деревцами в мраморных кадках и пр.

И все это — на фоне грандиозной сталинской архитектуры, которая теперь будет смотреться еще эффектнее на фоне пустынных скверов и площадей (коммерческие палатки недавно снесли — вспомним «ночь длинных ковшей»!).

 

Чтобы Москва поехала, нужно, чтобы она… пошла

Эти аргументы попытался опровергнуть известный архитектурный критик и, на минуточку, автор концепции нынешнего благоустройства Москвы, партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин.

Глупо делать далеко идущие выводы об «…остановленном времени» из программы, имеющей чисто функциональное, прикладное назначение, написал он в своей статье, красноречиво озаглавленной «Мы готовы терпеть кнут, но подавитесь вы вашим пряником».

Оказывается, здесь все дело в пробках! Из-за них-то, как выясняется, все и затевалось. Чтобы Москва поехала, нужно, чтобы она пошла! Таков лозунг нынешних реконструкторов. Надо просто сделать так, чтобы горожанину передвигаться пешком было так же удобно, как и ехать на автомобиле.

Отсюда — расширенные тротуары и суженная проезжая часть. Отсюда и  масса зеленых насаждений, которые вскоре появятся в центре столицы: на Тверской высадят липы, а на Садовом зазеленеют настоящие сады, отделяющие проезжую часть от пешеходной.

Ожидается, что, с одной стороны, Москва обогатится новыми комфортными общественными пространствами, а с другой — в центре станет меньше машин, а значит меньше пробок.

 

Не слишком ли велика цена «урбанизма по-московски»?

С этими аргументами вроде бы трудно поспорить. Если бы не одно «но». Григорий Ревзин здесь — лицо заинтересованное. Напомним, что проект «Моя улица» был заказан как раз КБ «Стрелка», партнером которого он является (один из основных спонсоров и попечителей ООО «КБ «Стрелка» — известный бизнесмен Александр Мамут). Поэтому полной объективности от автора концепции, наверное, ожидать трудно.

Причем, как пишут такие осведомленные СМИ, как РБК и Forbes, за выполнение этого заказа КБ «Стрелка» должно получить от города около 1 млрд 812 млн руб. Напомним, что по мнению активистов Общероссийского народного фронта, сам конкурс в прошлом году был проведен так, что только «Стрелка» могла одержать победу, а выделенные на исполнение заказа деньги — значительно завышены, рассказал РБК руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Не слишком ли велика цена такого урбанизма по-московски, вопрошает в своем посте небезызвестный блогер Алексей Навальный. И почему, собственно, тендер выиграл именно этот заявитель?

Далее блогер приводит список десятков московских улиц, которые за последние пять лет перекапывались и мостились неоднократно. Причем заказы на проведение работ часто получали одни и те же фирмы, по всей видимости, аффилированные с властными структурами. Из чего делается вывод о том, что «круговорот перекопов», по всей вероятности, весьма выгоден совершенно определенному кругу лиц.

 

Бирюков преодолевал боязнь, Ревзин — улыбался…

На недавней панельной дискуссии «Моя улица. Мегапроект для пешехода», которая проходила в рамках Московского урбанистического форума, яблоку было негде упасть. Все жаждали послушать заявленных участников: модератора обсуждения Григория Ревзина и одного из предполагаемых бенефициаров этого проекта — заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова, которому и поручено непосредственное воплощение в жизнь программы «Моя улица». Ждали, что новенького скажут эти господа после такого вала критики, который на них обрушился.

Впрочем, хорошее настроение Григория Ревзина и уверенный голос Петра Бирюкова дали понять, что от намеченного они отступать не собираются. И, несмотря на жесткую обструкцию, продолжат начатое, причем в том же ритме. Кроме того, присутствующих даже по-своему подкупила искренность Петра Павловича, который признался:

— Выступать перед аудиторией боязно, потому что наверняка найдутся те, кто обвинит в том, что опять… делаю что-то не так.

 Тем не менее свою позицию Петр Бирюков обозначил четко. Оказывается, в последние несколько месяцев он активно изучал книжку-бестселлер Аллана Джейкобса «Великие улицы». И сделал для себя определенные выводы. В чем феномен великих улиц — таких как Оксфорд-стрит в Лондоне или Виа дель Корсо в Риме? Они являются своеобразной витриной, выставкой города.

 В Москве же это Тверская и Новый Арбат, напомнил г-н Бирюков. По характеру они — совершенно разные. Тверская — это Москва Победы, история столицы от Юрия Долгорукова до наших дней. Новый Арбат  — улица прогресса, построенная в эпоху, когда больше ценились современные достижения.

Исходя из этих особенностей, магистрали и будут реконструироваться. А реконструировать их надо, убежден вице-мэр. Потому что те, по мнению московских властей, отстали от современных представлений. Перестали быть выставкой достижений.

Да, сегодня Москва переживает масштабную реконструкцию, сопоставимую с двумя предыдущими великими преобразованиями столицы:  1930-х годов и времен Олимпиады-80, признал Петр Бирюков. Но сейчас приоритетами программы являются главенство пешехода, качественное тротуарное покрытие, зелень, свет, особая атмосфера дружелюбия — так называемый Friendly City.

 

Липы вернутся, а сомнения остались

По плану в 2016 году будет реконструировано 50 улиц в центре города и 13 улиц за пределами Третьего транспортного кольца.

Тверская будет преобразована в два этапа. Вначале от Пушкинской до Моховой: автор проекта — голландский архитектор Адриан Гезе, автор ряда успешных общественных пространств в Лондоне, Мадриде, Торонто. А затем преображению подвергнется район от Триумфальной площади до площади Белорусского вокзала: проект будет выбран на международном конкурсе.

Почему в два этапа? Эти два участка — разные по своему функциональному назначению. На участке ближе к Моховой — больше туристов, на более удаленном — больше офисных работников. Есть и другие различия. Собственно, Тверская, в каком-то плане, вернется к своему прежнему облику — с липами, которые были вырублены в 1990-х годах. Кстати, тогда это стало настоящей трагедией для многих коренных москвичей.

То есть, как объясняют авторы концепции, главная улица Москвы превратится в городской бульвар и будет «вливаться» в Манежную площадь не магистралью с многополосным движением, а уютной озелененной улицей.

Причем, как пояснил Петр Бирюков, деревья на главной улице будут высажены в грунт. Хотя  некоторые специалисты предостерегают: в открытом грунте деревья могут погибнуть от выхлопов. Но у команды мэрии есть уверенность в правильности принятого решения: в заглубленных кадках растения промерзают.

Что касается Нового Арбата, то он давно уже превратился в гигантскую парковку. Но, как считает Михаил Блинкин, руководитель Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, парковаться у крупных магазинов в центре — это чисто «деревенский» подход. Нужно становиться по-настоящему европейским городом и шире использовать подземные паркинги. Сегодня ведь никто не пытается припарковаться на Елисейских полях, напоминает эксперт и резюмирует: вот и нам надо подтягиваться к европейским стандартам.

На Новом Арбате тоже все поменяется, причем в соответствии со стандартами того самого Friendly City — дружелюбного города. Будет расширена пешеходная часть, уберут под землю все инженерные коммуникации. А тротуары замостят новой плиткой (куда же при Сергее Собянине без нее).

В общем и целом, по словам Петра Бирюкова, 90% москвичей одобрили те изменения, которые происходят в столице. Справедливости ради скажем, в этот момент по залу, где проходила дискуссия, пробежал шумок сомнения в этой слишком уж оптимистичной цифре.

Ну а заключил Петр Бирюков свое выступление признанием. Последние два года были экспериментом: до каких пределов можно расширять реконструкцию, чтобы не «остановить» город. Как видим, город не «остановился».

А сомнения… Пока они все же остались. Впрочем, посмотрим, что из этого в итоге выйдет.

Мы продолжим внимательно следить за ходом реализации программы «Моя улица».

Елена МАЦЕЙКО

Фото: nemihail.livejournal.com

 

Экспертное мнение

Глеб ВИТКОВ, руководитель проектов международной проектно-учебной лаборатории экспериментального проектирования городов Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:

 Мне в принципе нравится проект, нравится идея города, в котором можно свободно перемещаться. Дело не в том, что делается, а в том, как.

Когда обустраивался парк им. Горького, москвичи практически единодушно одобрили такую переделку. Но сейчас происходит переделка колоссальных размеров. Причем стараются поменять все сразу. И в самом сакральном месте Москвы — в ее историческом центре.

Если честно, я очень сомневаюсь в названной Бирюковым цифре 90%. Но даже если большая часть москвичей проголосовала за изменения, думается, реконструкторам выдан колоссальный кредит доверия. Им просто доверились! Люди скорее проголосовали за качество среды, а не за то, что будет принесено в ущерб этому качеству (покой горожан, тишина, удобство передвижения и т.д.).

Поспешность — когда за один год разрабатывается проектное решение и тут же воплощается в жизнь — приводит к конфликту. Москвичей, собственно, никто ни о чем не спросил. И теперь горожане чувствуют свою исключенность из проекта. Они не успевают за изменениями в городе. Порой они вообще не понимают, что и зачем делается. Отсюда — жесткая критика проекта.

В Москве много Главных улиц. Может быть, правильнее было бы сначала начать с них, а не с Самых главных — Тверской и Нового Арбата?

Непрозрачность не порождает общего доверия. Вот поэтому, собственно, тот кредит доверия, который был выдан команде проекта «Моя улица», теперь, на мой взгляд, и оказался под угрозой.

 

Цифры и факты

Новый Арбат частично замостили плиткой в 2013 году (стоило это 18,2 млн руб.), а сейчас полностью реконструируют за 2 млрд руб.

В пояснительной записке к проекту автор — КБ «Стрелка» — пишет, что покрытие тротуаров снова в плохом состоянии: оно «не имеет целостного характера, на разных участках улицы оно выполнено из различных материалов — асфальтобетона, тротуарной плитки разнообразных форм и расцветок».

Второй раз рабочие пришли и на Арбатскую площадь: в 2013 году на территории, прилегающей к кинотеатру «Художественный», уже обустраивали пешеходную зону. Стоило это 88,5 млн руб., еще 18,8 млн руб. тогда потратили на пешеходную зону на выходе из метро «Арбатская» на Воздвиженке. В 2016 году у метро снесли «самострои», а Знаменку, Воздвиженку, и прилегающие Крестовоздвиженский и Староваганьковский переулки включили в «Мою улицу». Стоить реконструкция будет уже 748,4 млн рублей.

И это только один пример «тотального перекопа» столицы.

По материалам расследования журнала Forbes «Это провал менеджмента на уровне города»

 

Комментарии запрещены.

Реклама
Партнеры
Интересное
Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031