Николай Дубовицкий (Bentley Systems): В инфраструктурном строительстве Россия может сделать не шаг, а прыжок вперед

Инфрaструктурнoe стрoитeльствo в пoслeднee врeмя привлeкaeт к сeбe внимaниe влaстeй. Пo слoвaм министрa стрoитeльствa и ЖКХ РФ Михаила Меня, в следующем году правительство намерено поддерживать именно инфраструктурные проекты. О том, как чувствует себя эта отрасль и какое место в ней занимают IT-технологии, мы побеседовали с генеральным директором «Bentley Systems в России и СНГ» Николаем ДУБОВИЦКИМ.

 

— Николай Алексеевич, как давно компания Bentley Systems присутствует на российском рынке, и какие цели перед собой она ставит?

— Компания была основана в 1984 году. В России она начала свою деятельность в конце 1990-х. С 2006 года открыт офис Bentley Systems в России.

В течение десяти прошедших с этого момента лет мы активно стараемся донести до наших заказчиков и внедрить в практику использование в России передовых инженерных технологий в области проектирования, строительства и эксплуатации инфраструктуры.

 

— Как Вы оцениваете состояние инфраструктурного строительства в России? На этот счет есть разные мнения, в том числе не очень позитивные…

— Эти оценки отчасти справедливы, уровень инфраструктуры в нашей стране отстает от Западной Европы или США. Не думаю, что это драматично, но в целом инфраструктура в нашей стране могла бы развиваться быстрее, и мне приятно видеть, что в последнее время этому начинают уделять все больше внимания.

Как житель Москвы, я могу сказать, что три года назад здесь была совсем другая инфраструктура, и жить сейчас стало однозначно комфортнее. Реконструкции вылетных магистралей, новые развязки — за три года столица сделала колоссальный рывок.

 

— Говорят так: «Есть Москва, а есть остальная Россия». В регионах Вы видите те же тенденции?

— В регионах есть развитие. Например, один из самых интересных проектов по управлению системами водоснабжения и водоотведения реализован в Уфе.

Там местный водоканал разработал модель, которая позволила им локализовать утечки и аварии в течение нескольких минут. Кроме того, они еще экономят электроэнергию и деньги, за счет использования гидромодели.

Уфа расположена не нескольких уровнях по высоте, и для подачи воды на верхние уровни используются насосы. За счет качественной модели они смогли рассчитать пики потребления и оптимизировать работу.

 

— Вложения в инфраструктуру — это долгосрочные инвестиции. Построил мост — и когда ты еще свою прибыль получишь?.. Каково отношение инвесторов, государственных и частных, к инфраструктурным проектам в России?

— Наша компания ежегодно делает анализ, который называется ТОП-500 компаний или организаций, которые владеют инфраструктурой. В десятке сильнейших — четыре компании из США, три компании из Евросоюза и три из БРИКС, представляющие Россию, Бразилию и Китай.

Интересно посмотреть и в процентном соотношении: 42% из 500 организаций приходится на США. Россия здесь 11-я с 3%. Получается, что доля крупных инфраструктурных объектов и их владельцев у нас непропорциональна территории, размеру экономики и меньше, чем в США, Китае, Японии, Великобритании, Канаде, Франции.

То есть потенциал для развития есть.

 

— Нет ли опасений, что результаты вашей работы в России будут не такими хорошими, учитывая то, о чем мы говорили, и некоторую стагнацию российской экономики?

— Экономика, безусловно, стала сложнее. Но я не думаю, что сейчас стагнация. На мой взгляд, в настоящее время происходит некоторая реконфигурация: неэффективные проекты, технологии и компании и постепенно уходят с рынка. И наоборот проекты, где есть четкая экономика, где во главу угла ставится отдача от использования программных продуктов, получают поддержку и не останавливаются.

В качестве примера можно привести проект реконструкции дороги М-7 «Дон» компании «Автодор – Инжиниринг». Проект позволяет не только оптимизировать затраты на реконструкцию, но и в последующем просчитать и оптимальным образом эксплуатировать этот крупный инфраструктурный объект. Вот такие проекты давно хотелось видеть, и они, наконец, появились.

 

— Вам как раз интересно этим заниматься, потому что каждый раз это уникальный проект, правильно?

— Нам это интересно, потому что отдача от работы в этих проектах наиболее высока, и у нас есть международный опыт, который мы можем предложить для такого рода объектов. Мне кажется, это настолько сложные задачи, что здесь очень хорошо сочетаются функциональные возможности, имеющиеся в программном обеспечении Bentley, и требования, которые накладываются со стороны природы самого объекта.

Возьмем, например, проектирование платформы для Филановского месторождения. Это сложнейший агрегат — тысячи узлов и аппаратов. И здесь нужна очень мощная система для того, чтобы эту модель создать. Я уже не говорю о том, чтобы поддерживать ее, содержать всю атрибутивную информацию, необходимую для осуществления стройки, оптимизации затрат, планирования последовательности работ и т.д.

 

— Мы можем говорить не только о масштабных вещах, но и об обычном строительстве, потому что BIM-технологии становятся популярными…

— А что Вы понимаете под словом BIM?

 

— Электронное моделирование всего процесса строительства и контроль всех этапов его реализации, фактически не выходя из офиса…

— Мне очень нравится то, как Вы это определяете, потому что мы сталкиваемся с тем, что большинство под BIM понимают, в  лучшем случае, интеллектуальную модель объекта, то есть 3D-модель с дополнительными атрибутами.

Наша компания воспринимает BIM как информационную модель объекта, которая, по сути, позволяет передавать и распределять атрибутивную информацию об объекте, собранную с этапа проектирования, между различными этапами жизненного цикла (строительства, эксплуатации).

 

— Насколько в России приживаются BIM-технологии, и есть ли какие-то особенности их внедрения в нашей стране?

— Мы сейчас переживаем этап большой общественной дискуссии, в процессе которой только формируется понимание, что же собой представляет BIM. Дискуссия идет в правильном направлении, и уже появляются реальные проекты для инфраструктурных объектов, которые позволяют управлять всей совокупностью атрибутов на протяжении жизненного цикла объекта.

Приведу в пример КСОДД — Комплексную систему организации дорожного движения — проект на базе ГИС-платформы Bentley, который содержит всю информацию о дорожной инфраструктуре, разметке, знаках, парковочных местах в Москве в рамках Третьего транспортного кольца.

Это позволяет планировать дорожное движение здесь и сейчас и поддерживать в актуальном состоянии транспортную инфраструктуру именно с инженерной точки зрения.

 

— Как Вы оцениваете инициативу Минстроя с 2019 года сделать обязательным применение BIM-технологий на стройках по госзаказу?

— Минстрой в данном случае заинтересован в снижении затрат и повышении эффективности. С нашей стороны они могут здесь рассчитывать  на полную поддержку. Я считаю очень отрадным сам факт, что такое решение может быть принято на уровне правительства.

Ведь такие стандарты могут быть зафиксированы только на уровне государства либо очень крупного проекта. Мне кажется, что министерство достаточно инновационно поступает. Я вижу самое позитивное влияние на отрасль.

 

— Оцените, пожалуйста, перспективы развития инфраструктурного строительства в России, применения высоких технологий. Что будет в 2017 году и в обозримом будущем? Чего Вы ждете?

— Как гражданин и житель страны, я, конечно, жду, что жить мне будет комфортнее, моим детям — еще лучше, и считаю инфраструктуру ключевым фактором, определяющим качество жизни в стране.

И хотя мы и представляем американскую компанию, все работающие у нас — граждане России, и, конечно, мы приложим все силы, чтобы накопленный мировой опыт мог быть использован в нашей стране, причем с наибольшей отдачей для отечественной экономики.

Мы сейчас можем сделать даже не шаг, а прыжок вперед. Если мы возьмем опыт, накопленный другими за десятилетия, и применим его сейчас, то избежим множества ошибок и получим огромное экономическое преимущество. Тем самым мы шагнем на следующий этап развития с точки зрения готовности инфраструктуры для обеспечения задач бизнеса или повышения качества жизни населения.

 

— В заключение пару слов о себе. Как Вы совмещаете работу и семью? Хватает на это времени?

— Я занимаюсь тем, что мне нравится, поэтому работу от жизни и семьи не отделяю, и семья меня поддерживает в этом. Я не чувствую себя приходящим на работу, как на каторгу, и не выключаюсь из работы, приходя домой. Думаю, что у меня хороший баланс между работой и домом именно в силу того, что работа не тяготит.

Если работа нравится, то можно справляться со сложностями. А мне — нравится.

— Спасибо. Успехов в Вашем бизнесе!

Беседу вел Евгений ГОРЧАКОВ

 

Комментарии запрещены.

Реклама
Партнеры
Самое интересное
Интересное
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930